Война на дорогах: велосипедный аспект

Февральская оттепель настойчиво постучалась в окна велолюбителей: весна не за горами, пора готовить к сезону двухколесные машины. Впрочем, в столице уже немало и всесезонников, включая и тех, кто ежедневно, не взирая на снег, дождь, грязь и холод круглый год добираются до работы на велосипеде.

А на Татьянин день в Сокольниках и вовсе был проведен массовый зимний велозаезд. Да и московская власть вроде всерьез озаботилась столичным велодвижением, которое явно стремится к тому, чтобы стать если не массовым, то уж наверняка заметным для всех, включая водителей авто, пешеходов и сотрудников ГИБДД.

Однако здесь возникает вопрос, на который пока что по сути никто и не ищет ответа: а как велосипедист, этот новый активный участник российского дорожного движения, вписывается и впишется ли в неослабевающую у нас «войну на дорогах» всех против всех, которой и конца не видно?

Ну да, в Москве по некоторым подсчетам 3 млн. велосипедов, на сайте «velo.mos.ru» зарегистрировались около 30 000 человек, в сезон ежедневно на улицах города появлялось 10 000 любителей езды на двух колесах.

Ну да, городская власть объявила, что намерена сделать доступными для велодвижения все районы столицы (не ясно, правда, в какой мере?). Центр организации дорожного движения готов потратить на разработку схемы развития велосипедной доступности 35 млн. руб. В нынешнем году протяженность велосети должна увеличиться в двое – до 281 км (однако, по мнению лидера движения «Русвелос» Петра Дворянкина, и речи нет о том, чтобы при этом велодорожки равномерно распределились по всему мегаполису). К июню сеть велопроката будет располагать пятью тысячами «великов», т.е. примерно в семь раз больше, чем в минувшем году. По оценке гендиректора ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игоря Маркина на велосипед можно пересадить 5% горожан — в абсолютных цифрах это 900 000(!) человек.

Ну да, поскольку горвласть напористо ограничивает доступ в центр на авто, то люди, возможно, и в самом деле станут использовать в этих целях велосипеды (хотя, по мнению специалистов, оптимальное расстояние для велопоездки – всего 15 км). И уж точно в спальных районах жителям удобно по своим делам-делишкам перемещаться на вело. Заявлено, что Департамент транспорта Москвы приступил к комплексному развитию городской велосипедной инфраструктуры.

Ну да, в конце февраля благодаря поправкам в соответствующий ГОСТ городские тротуары совместят с велодорожками. А велодорожки по оборудованности и целям поделят на три категории (огороженные — для движения по проезжей части и пешеходным зонам, а также без ограждений «в свободном полете» по тротуарам — вопрос о том, понравится ли это пешеходам). При этом, согласно действующим ПДД велосипедисту «Движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено» (а где ж ему ездить, если по дорогам опасно, а потому боязно?). Правда, Минтранс РФ при содействии общественного «Велотранспортного союза» (ВТС) вроде бы подработал изменения «велосипедных» статей ПДД и стандартов ГОСТ, касающихся велосипедной инфраструктуры. ВТС разработал также проект федерального закона «О велосипедном транспорте в РФ». А пока, стало быть, велосипедист в городе во многих случаях вне закона!

Теперь о другом. В минувшем ноябре в Доме архитектора прошла открытая дискуссия по проблеме разработки проектов городской велоинфраструктуры, в ходе которой был выражен серьезный скептицизм в отношении развивающейся среди части столичных обывателей и чиновников велоэйфории.

Итак, никто не спорит с полезностью и приятностью использования велосипеда в городе. Не только как средства рекреации, но и как ТС, повышающего мобильность горожан — а это основное требование к любой составляющей транспортной инфраструктуры города. Велодвижение стало модным и превращается в