Куда катится «Нива»?

На официальной странице бренда «LADA» появился опрос, участникам которого предлагается ответить на ряд интересных вопросов по поводу внедорожника 4х4 или в простонародье – «Нивы». Тольяттинцы хотят знать, нужна ли нам модель с приводом на одну ось.

Петр Прусов, главный конструктор «Нивы», сейчас наверняка тихонько посмеивается над новым менеджментом АВТОВАЗа. В свое время он предпринял все усилия, чтобы создать первый в мире внедорожник с полным приводом на базе легкового автомобиля. Теперь же этот автомобиль хотят лишить главного конкурентного преимущества.

Всем, зашедшим на сайт предлагается ответить на несколько вопросов. Их главная цель – выяснить отношение обывателя к гипотетическому появлению «Нивы» с моноприводом и судьбе имиджа модели в целом, если вдруг такая машина появится.

При этом Волжский автогигант проявляет неслыханную доселе лояльность. В анкете есть вопросы не только о том, какая комплектация была бы предпочтительней или в каком кузове создавать монопривод – трехдверном или пятидверном. Пользователей Интернета спрашивают даже о том, какую скидку они хотели бы получить, отказавшись от полного привода: 15000-20000, 20000-30000 рублей или не меньше 50000 рублей!

Думаете все? Вот и нет! В анкете есть пункт, в котором нужно выбрать, какую ось, переднюю или заднюю, мы хотели бы видеть ведущей! Простите, Петр, но, кажется, речь тут идет уже не о вашей «Ниве»…

Анкета похожа на прощупывание почвы, которую готовят для выращивания нового поколения, не побоюсь этого слова, легендарного внедорожника всех времен и народов («Ниву», между прочим, собирали в Греции, Канаде, Бразилии, Чили, Эквадоре и Панаме, а также продавали в более чем 100 странах мира!). Следующая генерация должна выйти на конвейер в 2017 году, так что время еще много.

В целом желание сделать из LADA 4x4 современный кроссовер вполне понятно – это как у всех, это модно и по-европейски. Да взять хотя бы Renault Duster – он в полтора раза популярнее среди россиян. Размеры будущей «Нивы» будут компактными, а потому разработчики обязаны позаботиться о том, чтобы моноприводный вариант появился. Ведь так у всех современных компактных кроссоверов, которые, к слову, в большинстве и покупают без четырех ведущих колес.

Но, простите, передний или задний? Это моветон. Бюджетных кроссоверов с задним приводом в принципе быть не может: из-за дороговизны кардана и прочих вопросов, связанных с безопасностью и эргономикой салона. Хотя, это может стать нашей прикольной русской фишкой: «Нива» с задним приводом – эй, в BMW, утрите сопли! На такой машине и на трек будет не стыдно въехать (стыдно будет уезжать), и во дворе побуксовать. Жаль только, что в Тибете на высоту 5726 метров такая машина уже не поднимется, как это было в 1999 году.

Но проблемы «Нивы» – лишь верхушка айсберга. Увы, но дела на АВТОВАЗе сегодня хуже некуда. Не из-за продаж и убытков (хотя они тоже сыграли свою роль), а из-за отсутствия перспектив. Если LADA 4x4 превратят в паркетник (в Duster или в Datsun – не так уж и важно), кто даст гарантию, что вслед за ней в клонов не превратятся остальные модели бренда? Это нормальная традиционная бизнес-модель, ведущая к снижению производственных издержек! Так скажут маркетологи. Но в то же время это окончательно убьет российский автопром. Так что если иностранцы вдруг по каким-то причинам уйдут, от АВТОВАЗа останутся только цеха – ни технологий, ни собственных разработок у предприятия к тому моменту уже не будет. В Тольятти уже закрывают дочерние «вазовские» предприятия, массово банкротятся сторонние компании, занимавшиеся производством комплектующих. Однако «разгребать» этот русский Детройт нынешний менеджмент уже не будет...