Автошколы под угрозой штрафов будут готовить экстремалов?

Без малого шесть месяцев понадобилась отечественным бюрократам на то, чтобы реформировать систему подготовки будущих водителей и переподготовки имеющихся. И хотя учить курасантов автошкол по новому надо было, согласно ряду федеральных законов, уже с 5 ноября прошлого года, дай бог чтобы процесс начался хотя бы в июне.

Камнем преткновения, как уже не раз писали портал «АвтоВзгляд» и «МК», стали новые — прогрессивные — программы обучения курсантов. Против них широким фронтом выступили так называемые серые автошколы, которые, фактически не обучая будущих рулевых никаким дорожным премудростям, «за долю малую» выдавали гражданам справки-свидетельства о прохождении обучения. И отечественная бюрократическая машина чуть было не пошла у них на поводу. Но, слава богу, обошлось и программы, оформленные как приказ министра образования, вот-вот будут зарегистрированы Минюстом. После чего, скорее всего, рынок покинут и «серые» школы, и просто, выражаясь языком чиновников Минэкономразвития, маленькие, поскольку документ, помимо всего прочего, предъявляет жесткие требования к материально-технической базе подобных образовательных учреждений (учебные классы, компьютеры, учебные автомобили, площадки и т.д.). Другими словами, остануться только те структуры, что смогут гарантировать качественное обучение. То есть, казалось бы, вопрос решен и уже можно начинать надеятся, что в самом обозримом будущем кривая аварийной статистики по так называемым начинающим водителям — со стажем до трех лет — резко пойдет вниз (сегодня по их вине происходит 16% ДТП).

Ан нет! Радея за повышение безопасности дорожного движения, некоторые государственные мужи хотят настолько ужесточить требования к автошколам, что ставят под сомнение само существование этого института. Так, депутаты Мосгордумы собираются выступить с законодательной инициативой, согласно которой школы будут штрафовать, если любой их выпускник в течение полугода дважды попадет в аварию. При этом сроки обучения инициативные товарищи планируют увеличить до полугода и включить в них обучение экстремальному вождению.

Оставим пока за скобками цену вопроса, хотя если, не дай бог, прожект станет явью, она для той же Москвы вырастет минимум в два (если просто учиться в два раза дольше), а максимум — в три-четыре (если в программы войдет «экстремалка») раза. В абсолютных цифрах — от 70 000 до 140 000 рубликов. И хотя для большинства кандидатов в водители подобная сумма будет означать в том числе и запрет на профессию, не это главное. Порочен, в первую очередь, посыл, что молодому-необстрелянному рулевому изначально будут прививать не важнейшие первоначальные умения и навыки безаварийной езды, а сразу «высшую школу» водительского мастерства. И это при том, что любой инструктор контраварийной (именно контраварийной, а не экстремальной) подготовки с ходу скажет, что ее надо проходить, только имея хороший опыт управления автомобилем. Иначе в голове новичка даже помимо его воли возникнет уверенность (а она и без того возникает к концу первого года самостоятельной езды — отсюда и печальная статистика), что круче него на дороге может быть только Льюис Хэмилтон, да и то с ним можно поспорить. Между тем, в европах, на которые ссылаются в гордуме, учат, грубо говоря, не тому, как выйти из заноса, а как не войти в него — почувствуйте разницу. К тому же процесс обучения должен проходить на специальных автодромах, а в столице даже нет земли для строительства хотя бы одного полноценного автоматизированного автодрома для начального обучения — вот бы где местным депутатам развернуться, выбив для автошкол и приличные (в смысле размеров и транспортной доступности) площадки, и разумные арендные ставки. Хотя, конечно, штрафовать проще.

Да, а за что все-таки штрафовать? Вот, например, сел вчерашний курсант за руль в пьяном виде и снес автобусную остановку. Или, пусть и тверезый, выкатил на «встречку» и в лобовой «атаке» угробил целую семью. Да и просто повернул по запрещающий знак и «принял» в бочину другой автомобиль. Автошкола виновата? Или ГИБДД? Но ведь и на внутренних экзаменах в первой, и на «выпускных» во второй человек доказал, что знает ПДД и обязуется их выполнять, в чем и расписался, получая «права». А следуя депутатской логике, можно штрафовать все вузы страны, если выпущенный ими специалист нанес в процессе работы по полученной профессии вред кому-либо или чему-либо. Поставил интерн не тот диагноз — раскошеливается 1-й мед. им Сеченова. Молодая учительница ударила линейкой школяра — платит Московский пед. (бывш. им. Ленина)… А почему бы и общеобразовательные школы не наказывать за то, что и их выпускники, и еще учащиеся грабят, насилуют, убивают?

И, наконец, где были господа из Мосгордумы, когда в муках рождались пресловутые программы обучения водителей? Ведь именно в них должно быть прописано (и согласовано с Минобром, Минтрансом, Минздравом, МВД, Минэкономразвития и даже Минтрудом) все то, о чем сейчас спохватился законодатель. Или это просто предвыборный пиар на модной теме?