Брешь в стене

Мы привыкли, что почти вся бытовая техника, электроника, одежда, детские игрушки - да все делается в Китае. Но до сих пор это не касалось машин. Похоже, что в Великой стене все же образовывается брешь, сквозь которую вскоре сможет проехать целый автомобиль.

В 2013 году объем экспортируемых машин, собранных в Китае, упал ниже уровня 2011 года. Однако по сравнению с тем, что потребляет сама КНР, это цветочки — всего 3,06% произведенных в стране машин было вывезено за ее пределы в прошлом году. Между тем, американские, европейские, японские и корейские автомобильные бренды, читай локомотив мирового автопрома, до сих пор редко рискуют ввозить собранные в Поднебесной машины куда-то, кроме близлежащих азиатских рынков. Например, «Honda» поставляла «китайский» Fit (Jazz) в США, но потом отказалась от этой затеи, разместив производство модели в Мексике.

Похоже, что брешь в Великой китайской стене первой нашла компания «Volvo», а точнее ее владелец «Zhejiang Geely Holding Group», выкупивший шведский бренд и все его центры НИОКР у компании «Ford» в 2010 году за 1,8 миллиарда долларов США. В 2015 году китайская корпорация планирует начать экспорт машин, собранных на заводах в КНР. Кроссоверы Volvo XC90 поедут в Россию, а удлиненные седаны S60L, Господи помилуй, в США!

По словам высокопоставленного чина в «Geely», ежегодный объем моделей, экспортируемых на территорию «оплота демократии», составит около 10 000 штук в год. Объемы поставок в Россию пока не определены, но все тот же топ-менеджер из Поднебесной рассчитывает на «несколько тысяч» автомобилей в год.

Покупая «Volvo» у «Ford», руководитель «Geely» Ли Шуфу пообещал, что китайцы никак не повлияют на исследования, разработки и имидж автомобилей. Он даже говорил о том, что шведская и китайская компании станут друг другу братьями, словно «Volkswagen» и «Audi», которые ведут совместные разработки и делят между собой все на свете. Можно сказать, что слово господин Шуфу сдержал, и «Volvo» действительно удалось добиться многого — даже создать, наконец, преемника пенсионера XC90.

Но про импорт машин в страны, где еще в глаза не видели ни одну европейскую машину, собранную в Китае, глава «Geely» в своих пламенных речах не упоминал. Настало время платить за «теплый» прием шведов в Китае. К тому же официальная причина вообще не связана с машинами и основывается исключительно на курсах валют. По мнению китайцев, юань уживается с долларом и рублем лучше, чем с евро.

Что касается самого Volvo XC90, то импортироваться в Россию будут модели, собранные на заводе в городе Дацин провинции Хэйлунцзян. Он откроется этим летом, но выпускать там планируют отнюдь не новый кроссовер, еще до своего появления объявленный автопроизводителем самым роскошным в истории бренда, а нынешнюю генерацию Volvo XC90. Об этом сам Шуфу говорил на пресс-конференции в начале июня.

Запланированные объемы поставок вызывают некоторые вопросы. В 2013 году «Volvo» продала в нашей стране 15 017 автомобилей. В 2014 году дела у компании пошли немного лучше, продажи с января по май увеличились на 16%, однако общая стагнация рынка все равно не сулит значительного роста. То есть на успех нового поколения XC90 в РФ китайское руководство даже не рассчитывает, планируя поставки «нескольких тысяч старых кроссоверов в год».

Но не так важно, сколь долго первое поколение кроссовера просуществует параллельно со вторым, главный вопрос в другом. Между собранными в Китае и Швеции «Volvo» русский человек однозначно выберет шведскую машину. Мы в этом не одиноки — потребители в США да и в Европе думают точно так же. Если истинно китайские бренды покупатели выбирают во многом из-за их цены, то в случае с премиальной маркой… В «Louis Vuitton» пока не рискнули открыть фабрику в Китае, хотя, уверен, им бы очень этого хотелось. Вместо этого модный «сумчатый» бренд вынужден пользоваться услугами рабочей силы из Франции, Испании, Италии и США, где расположены их заводы.

Пример с «Volvo» и «Geely» может оказаться заразительным и для других совместных проектов с китайцами. В Швеции есть как минимум еще один автопроизводитель, чьи машины собирают в Китае — «Saab». Индусы наверняка спят и видят, как собранные под присмотром Будды «Jaguar» и «Land Rover» плывут на сухогрузах в сторону Великобритании, а в «Dongfeng Motor» строят планы на поставки собранных в Поднебесной машин недавно приобретенных брендов «Peugeot», «Citroen» и DS обратно на родину. А еще в Россию, США, Бразилию и другие потенциально значимые страны.