BYD и компания: китайцы тихой сапой захватывают российский рынок

Автомобили BYD скоро опять будут доступны российским покупателям. Концерн принял решение о возобновлении поставок своей продукции в Россию, правда, будущий модельный ряд не уточнил. Функции дистрибьютора у нас будет осуществлять компания «МАвто».

BYD

Как это обычно бывает в автомобильном деле, автопроизводитель начал свою историю вовсе не с автомобилей. BYD появился на рынке как производитель аккумуляторных батарей. Но в отличие от, скажем, старосветских компаний, которые начинают свое летоисчисление чуть ли не с позапрошлого века, BYD появился в 1995 году. Более того, к самостоятельной разработке автотранспорта китайцы приступили только в 2003-м. Но темпы роста впечатляют: в 2008 году инженеры BYD создали первый гибридный автомобиль марки, в 2009 – электромобиль, а в 2010 году был запущен совместный проект с «Daimler AG» по производству электромобилей.

На домашнем рынке модельный ряд представлен аж 17 моделями, но что именно российское представительство привезет к нам – пока секрет. Не исключено, что первым в наших краях выйдет кроссовер S6.

Напомним, что продукция BYD собиралась на мощностях ТагАЗа – с 2011 года в Таганроге выпускали седан BYD F3 с лицензионным движком Mitsubishi. Но из-за проблем с послепродажным обслуживанием (отсутствовал склад запчастей, квалификация персонала у дилеров желала лучшего) компания ушла из России.

Lifan

Одна из крупнейших китайских частных компаний была основана в 1992 году. Тогда основным ее доходом был ремонт мототехники. К моменту начала выпуска первых автомобилей в 2003 году «Lifan» уже превратился в крупнейшего производителя мотоциклов. Легковой автотранспорт компания начала осваивать совсем недавно – в 2005 году с конвейера «Lifan» стал сходить минивэн, построенный на базе Daihatsu Atrai 1999 модельного года.

Три года назад продукцию «Lifan» начали собирать на заводе «Derways», что в Карачаево-Черкессии. На данный момент российский модельный ряд состоит из четырех моделей: кроссовера X60, субкомпакта Smily, седана Solano, а так же седана и хетчбека Breez.

Разумеется, самыми популярными у нас являются моноприводный псевдопаркетник X60 (от 499 900 рублей) и смешная копия MINI – Smily (от 294 900 рублей).

Chery

Компания «Chery Automobile Co., Ltd.» была основана пятью государственными инвестиционными компаниями провинции Аньхой в 1997 году. Первый автомобиль сошел с конвейера 18 декабря 1999 года, а 22 августа 2007 года был выпущен уже миллионный Chery. Что примечательно – продукция именно этой компании является чуть ли не самой узнаваемой среди себе подобных: в 2006 году бренд занял 62 место из пяти сотен китайских марок. Согласно статистике OICA, Chery занимает 27 место в мировой автомобильной индустрии.

В России продажи Chery были открыты в 2005 году, а локальная сборка началась уже через год и не где-нибудь, а на калининградском «Автоторе». Правда, уже в 2008 году производство переместилось на ТагАЗ. Текущий модельный ряд в России состоит аж из девяти моделей, среди которых самым популярным является Chery Tiggo (предыдущая и обновленная версии) – не самый плохой переднеприводный кроссовер по цене от 539 900 рублей.

Great Wall

Этот китайский бренд в России снискал славу чуть ли не лучшего автопроизводителя дешевых внедорожников. Еще бы, ведь в текущем модельном ряду нет ни одного седана или хетчбека! Кстати, у себя дома «GreatWall» так же представлен исключительно внедорожниками и кроссоверами. Более того, с 1998 года компания занимает первое место в Китае по продаже пикапов.

В нашей стране этот бренд появился в 2004 году. Изначально китайцы планировали построить собственное производство в Елабуге, но в 2008 году совместное предприятие, созданное для строительства завода, было ликвидировано. С 2006 года хедлайнер продаж – внедорожник Hover – производится в подмосковной Гжели.

Сегодня официальный дистрибьютор автопроизводителя в России – компания «Ирито». Текущий модельный ряд состоит из трех поколений Hover (от 714 000 рублей), пикапа Wingle 5 (от 644 000 рублей), чудаковатого М2 (от 549 000 рублей) и классического компактного паркетника М4 (от 514 000 рублей). Продукция «GreatWall» в сравнении с остальными китайскими автомобилями чуть ли не лучшая по качеству, эргономике и оснащению. Но без недостатков никуда – движки у GW совсем никудышный. К слову, под капотом тяжелого рамного полноприводника Hover самый мощный агрегат выдает 143 л.с. (турбодизель), а ведь есть и 116-сильный бензиновый агрегат. В общем, есть над чем работать.

Geely

На нашем рынке представлены исключительно самые крупные и популярные марки Китая. Вот очередная из них – «Geely» входит в десятку крупнейших китайских автомобилестроительных компаний. При этом автопроизводитель один из самых старых местных брендов. В 1984 году компания начала производство… холодильников. Потом компания занималась выпуском строительных материалов, а в 1992 году стала производить мотоциклы, скутеры и комплектующие для них. К слову, в 1997 году компания выпустила свой первых движок для скутера, разработанный китайскими инженерами.

Производство автомобилей стартовало в 1998 году, а в середине 2007 года бренд появился на нашем рынке. Текущий модельный ряд представлен шестью моделями: МK 08, MK, MK Cross, Emgrand (хетчбек и седан), Emgrand X7. Разумеется, китайцы делают основную ставку на X7 – новый кроссовер с базовой стоимостью от 619 900 рублей.

Luxgen

Если честно, то бренд де-факто вовсе не китайский – «Luxgen» компания из Тайваня. Но учитывая, что до сих пор этот самый Тайвань не признан как независимое государство ни одной развитой страной, его можно по праву считать провинцией Китая. Так что де-юре для нашей подборки «Luxgen» прекрасно подходит.

Сказать, что компания молодая – не сказать ничего. Она была образована в 2008 году как подразделение «Yulon Motor». Этот автопроизводитель несколько десятилетий занимался выпуском лицензионных моделей «Nissan» и «Mitsubishi» для местного рынка, после чего «Yulon Motor» решил создать собственный бренд. Да не простой, а премиальный!

Долго «Luxgen», прочащий себе в конкуренты «Lexus», боялся выйти на наш рынок. Модель, продажи которой стартовали в конце прошлого года появилась на рынке в 2011 году. Но ребят из «Yulon Motor» это не сильно беспокоит. Не боясь ровным счетом ничего, даже гнева со стороны общественности, компания пришла к нам с первой моделью Luxgen 7 стоимостью каких-то 1 320 000 рублей. Ого-го! Правда, потом парни одумались и скинули цену до 990 000 рублей. Но это не спасло их от шквала критики: цена, сборка в Черкесске, дизайн, моторы… Досталось компании по первое число.

Планируется, что в этом году «Luxgen» представит представительский седан. Все с замиранием сердца ждут только одного – цены. Окажется ли она такой же неадекватной, или тайванцы одумаются? Вопрос на миллион…

FAW

Старейшая китайская автокомпания была основана в 1953 году. Собственно, в переводе она так и называется – «Автомобильная компания №1». На ее счету такие заслуги на местном рынке, как первый седан (Dongfeng), первый лимузин (Hongqi) и первый средний грузовик (модели CA-140 и CA-141). Более того, компания известна как поставщик номер один – бронированные лимузины FAW стояли в гаражах национальных лидеров Китая. Компания гордится первым местом в рейтинге «500 крупнейших предприятий машиностроительной отрасли Китая» и 35 строчкой в мировом рейтинге «500 крупнейших предприятий машиностроительной отрасли».

Модельный ряд в России представлен четырьмя легковыми автомобилями – Besturn B50, Besturn B70, V2 и V5, – а так же одним грузовиком FAW 1041. Не сказать, что марка в наших краях популярная, особенно если речь про легковую линейку, но самих китайцев продажи вполне устраивают. Более того, в планах постоянное наращивание модельной «массы».

Changan

А вот и третий по величине автопроизводитель из Поднебесной. Если вы искали самую действительно старую автокомпанию Китая, то вы ее нашли – «Changan Automobile» была основана в 1862 году как небольшая машиностроительная фабрика.

Начав с выпуска компактных армейских внедорожников, в 1983-м году заводы «Changan» стали выпускать гражданские автомобили совместно с японской «Suzuki». И уже к 1995-му году группа заводов в Чунцине «Automobile» стала технологическим центром государственного уровня. В 2001-м году совместно с «Ford Motor» и «Mazda» было основано совместное предприятие, что уже в 2002-м году позволило создать собственный Центр Разработок и Инноваций – Инженерный автомобильный институт Чанган – и стать первым китайским автомобильным концерном, разработавшим гибридный автомобиль.

В России «Changan Automobile» только собирается выйти на рынок. Бренд будет представлен тремя моделями: кроссовером CS35 и двумя седанами –Eado и Reaton. Пока есть цены только на первенца – кроссовер CS35 обойдется российскому покупателю минимум в 549 000 рублей.

BAW

Немотря на то, что эта компания в нашей стране представлена исключительно грузовиками и автобусами, у себя на родине BAW производит и внедорожники. Но, судя по всему, мудрые китайцы посчитали эту нишу в России забитой под завязку и решили осваивать коммерческий сегмент.

История компании началась в 1958 году, когда была основана «Beijing Automobile Works». В 2001 году она объединилась с автосборочной компанией «Beijing», в результате чего была образована корпорация «Beijing Automobile Works Co., Ltd» (BAW).

В Россию автопроизводитель пришел в 2006 году с грузовыми автомобилями BAW 1044 Фenix и BAW 1065 Фenix. Продукция BAW впервые была представлена на Московском Международном Автосалоне. В 2007 году компания начинает строительство собственной производственной площадки и уже через год на предприятии «Baw-Rus Motor Corporation» в Ульяновске начинается производство легких грузовиков и автобусов. Сегодня на в Ульяновске осуществляется сборка трех моделей грузовиков BAW, грузоподъемностью от 0,99 до 4 тонн, а также автобусов пассажировместимостью 38 мест.

Haima

Одна из множества молодых компаний Китая была основана в 1988 году. Изначально автопредприятие производило лицензионную сборку моделей Mazda для внутреннего рынка, что и определило модельную гамму бренда. В 2006 году, когда срок действия контракта с «Mazda» закончился, «Haima» приступила к выпуску собственной продукции. Догадайтесь, на что она была похожа?

В 2011 году на многострадальной российской площадке «Derways» была запущена производство модель Haima 3, построенная по образу и подобию Mazda 3. Сегодня модельный ряд бренда состоит всего из двух моделей – H3, следующая версия продолжателя традиций Haima 3, и кроссовер Haima 7, созданный на базе старинной Mazda Tribute. Последний представлен только в одной комплектации с передним приводом и 150-сильным агрегатом. Цена – от 599 900 рублей.