Как создаются рейтинги надежности автомобилей и можно ли им верить

Автомобили Toyota самые надежные в мире. «Роботы» DSG ломаются у большинства клиентов. Jaguar — английские «Жигули». Каждый автомобилист хоть раз слышал эти утверждения, но знаем ли мы, откуда в наши головы проникает подобная информация и насколько она верна?

В мире существуют десятки контор, которые с разной периодичностью выпускают данные отчетов о надежности того или иного автомобиля. Немногие обращают внимание на то, что большинство из них касаются исключительно США, многие вообще никак не связаны с надежностью, но преподносятся СМИ не иначе как списки самых надежных автомобилей. Попробуем разобраться в этих хитросплетениях.

J.D. Power

Одним из самых авторитетных и крупных исследовательских агентств в автомобильной отрасли (и не только) является глобальная компания J.D. Power. Она проводит десятки исследований, но лишь единицы касаются именно надежности автомобилей. Да и сами рейтинги надежности делятся на разные категории. Например, Vehicle Dependability Study (VDS) берет в расчет количество проблем с автомобилем после трех лет эксплуатации. Initial Quality Study (IQS) измеряет количество проблем в первые 90 дней эксплуатации, причем не все они связаны с поломками — в зачет берется также степень осведомленности покупателя о работе тех или иных функций автомобиля. Системы расчетов от страны к стране также могут различаться.

Самое правдоподобное исследование о надежности от J.D. Power — Vehicle Dependability Study. Рейтинг составляется на основе количества поломок на сотню машин. Так, с 2012 по 2014 года в лидерах неизменно находится марка Lexus, у которой в последний отчетный период в среднем происходило 68 поломок на сотню автомобилей. Второе место в рейтинге в 2014 году перешло к Mercedes-Benz — 104 поломки на сотню выпущенных машин. И так далее.

Этот же рейтинг разбит по моделям, которые занимают первые места в определенном классе. Самое интересное, что среди девяти классов машин, только в двух лидируют автомобили Lexus. При этом не стоит забывать, что владельцы Lexus в России обязаны явиться на сервис для технического обслуживания раз в 10 000 км, тогда как у бензиновых Mercedes-Benz этот порог наступает раз в 15 000 км, не говоря уже о европейских интервалах. Но исследования эти тонкости, увы, не учитывают.

Technischer Uberwachungs-Verien (TUV)

Для европейцев одним из самых авторитетных является рейтинг организации технического контроля Германии (TUV), но и он не идеален. Отчет организации учитывает гораздо больший диапазон использования автомобилей и разбит на периоды: машины от 2 до 3 лет, 4-5 лет, 6-7 лет, 8-9 лет и 10-11 лет. Вроде бы все прозрачно, но при этом указывается и общее количество недостатков машин за прошедший отчетный период.

Так в рейтинге 2014 года, который охватил восемь миллионов автомобилей 217 различных марок, проходивших технический осмотр с июля 2012 года по июнь 2013 года, указано, что по сравнению с 2013 годом процент поломок подскочил с 20% до 24,9%. Однако говорить о том, что машины с каждым годом становятся все хуже и хуже, нельзя: причина ухудшения качества связана с изменением в Германии правил прохождения технического осмотра.

Самые надежные машины от 2 до 3 лет (TUV Report 2014)

1. Opel Meriva

2. Mazda 2

3. Toyota iQ

4. Porsche 911

5. BMW Z4

6. Audi Q5

7-8. Audi A3 и Mercedes GLK

8. Toyota Avensis

9. Mazda 3

Самые надежные машины от 4 до 5 лет (TUV Report 2014)

1. Toyota Prius

2. Ford Kuga

3. Porsche Cayenne

3. VW Golf Plus

5. VW Passat CC

6. Audi A4

7. VW Tiguan

8. Toyota Auris

9. Porsche 911

10. Mazda 2

Самые надежные машины от 6 до 7 лет (TUV Report 2014)

1. Toyota Prius

2. Porsche 911

3. Mazda 2

4. VW Golf Plus

5. Mazda MX-5

6. Toyota Corolla Verso

7. Toyota RAV4

8. Honda Civic

9. Toyota Yaris

10. Mercedes SLK

Самые надежные машины от 8 до 9 лет (TUV Report 2014)

1. Porsche 911

2. Toyota Corolla Verso

3. Toyota RAV4

4. VW Golf Plus

5. Toyota Avensis

6. Honda Jazz

7. Mazda 2

8. Toyota Corolla

9. Mercedes SLK

10. Ford C-Max

Strategic Vision

Американское агентство Strategic Vision создает свой рейтинг надежности Total Quality Index (TQI). Однако и этот рейтинг не совсем о надежности, и даже не совсем о качестве машин, как указано в его названии. Исследование 2014 года проводилось путем опроса 17 568 «несчастных» автомобилистов, которым пришлось учесть в общей сложности 442 параметра. В числе прочего фокус-группа должна была высказать свое отношение к автомобилю, которое ранжировалось от самого лояльного «я люблю ее» до негативной оценки «провальная». В результате каждая модель получала собственный рейтинг, после чего они были разбиты по классам и представлены в виде таблицы.

Consumer Reports

Составляя свой рейтинг лучших автомобилей журналисты американского издания Consumer Reports (CR) учитывают данные о поломках предоставленные исключительно читателями издания. Надо иметь ввиду, что издание CR сродни передачи «Контрольная закупка»: оно финансируется исключительно государством, не размещает рекламу и полностью независимо в своих испытаниях. Общий рейтинг качества и надежности машин по CR строится на основе собственных тестирований. Чтобы опубликовать рейтинг 2014 года редакции пришлось испытать 260 моделей. В итоговом отчете выбирается один автомобиль-победитель, остальные участники выстраиваются по классам. В этом году победителем стал электрокар Tesla Model S, в классах: Honda Accord, Subaru Impreza, Subaru Forester, Hyundai Santa Fe, Toyota Prius, Ram 1500, Audi A6, BMW 328i и Honda Odyssey.

CarMD

Американская фирма CarMD выпускает диагностическое оборудование для автомобилей, а заодно и рейтинг надежности двигателей, который входит в состав масштабного исследования стоимости ремонта машин Vehicle Health Index. Если кому интересно, то, по данным компании, стоимость ремонта автомобиля в США в 2013 году выросла на 6,7%. Что же касается моторов, то в прошедшем 2013 году самые надежные двигатели оказались у Hyundai, но модель с самым надежным мотором — Toyota Camry.

Все рейтинги надежности строятся на абсолютно разных параметрах и вычислить среди них самый надежный автомобиль невозможно. Скорее они существуют для того, чтобы порадоваться за свою «Тойоту» и дать лишний повод автопроизводителю выпустить очередной победоносный пресс-релиз. В тоже время именно они незримо формируют в наших головах стереотипы: достаточно какому-нибудь Lexus удержать лидерство в нескольких исследованиях и искоренить это представление не будут способны даже многомиллионные отзывы автомобилей этой марки