Хроники паркинга

Оставлять машину за деньги в центре Москвы приходится с ноября 2012 года. За это время платная зона вышла за пределы Садового кольца, эвакуировать автомобилей нарушителей стали по грабительским тарифам, а резиденты и инвалиды добились унизительных льгот. Перед вами — хроника событий.

Меньше двух лет назад можно было спокойно приехать в центр Москвы на автомобиле и оставить его где угодно. Кроме, разумеется, пешеходных переходов мест, обозначенных знаком «Стоянка запрещена». А теперь москвичи и гости столицы уже успели привыкнуть к платным парккингам в историческом центре. Мы решили вспомнить, как платная зона постепенно расширилась с трех улиц рядом с Кремлем за пределы Садового кольца, как власти боролись с резидентами, как вводилась платная эвакуация и какие льготы принимали и отменяли.

Развитие парковочной сети по всему городу было объявлено одной из главных задач, которую поставило правительство Сергея Собянина, нынешнего московского мэра. Количество машино-мест на Тверской,13 решили увеличить с 1 млн. (2011 год) до 3,5 млн. (2016 год). Одной из первых мер стало введение платы за стоянку автомобилей в историческом центре города, как это принято в европейских городах.

Апрель 2012 года

Штраф за нарушение правил остановки и стоянки автомобилей в Москве составляет 300 рублей. Власти намерены принять законопроект, согласно которому с 1 июля 2012 года наказание будет увеличено в 10 раз – до 3000 рублей. Чтобы смягчить переход, с 15 апреля мэрия занимается администрированием парковок, первые десять автомобилей с парконами, то есть фотовидеооборудованием, фиксирующим неправильно припаркованный транспорт, патрулируют центр города.

Май 2012 года

Заместитель мэра Москвы по транспорту, руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, царь и бог парковочного пространства Максим Ликсутов сообщает, что в пределах Бульварногокольца планируется ввести платные городские парковки. Вне зависимости от района час будет стоить 50 рублей, а плата взиматься на тех стоянках, на которых машины мешают движению транспорта. Планируется, что пилотный проект платных стоянок реализуется в ноябре на улицах Каретный Ряд, Петровка, Театральной площади. Оговаривается, что для жителей Центрального административного округа предусмотрены льготы. В случае успеха эксперимента платные парковки могут ввести и в других районах в пределах все того же Бульварного кольца.

Июнь 2012 года

Заработал сайт «Московского парковочного пространства» parking.mos.ru, на котором можно узнать адреса экспериментальных платных парковок и условия оплаты.

Июль 2012 года

Штраф за неправильную парковку увеличен с 300 до 3000 рублей. Мосгордума обсуждает законопроект о введении платной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей и взимании денег за хранение машин нарушителей на штрафстоянках. По словам Максима Ликсутова, первые сутки хранения планируется сделать бесплатными.

12 июля закон о платной эвакуации спешно принят сразу во всех чтениях (http://www.avtovzglyad.ru/article/2012/06/20/602960-parkovka-po-trebovaniyu.html) , однако цена вопроса пока не объявлена. Ликсутов обещает, что стоимость будет меньше тарифа в 6600 рублей, заложенного в бюджете для организаций, занимающихся эвакуацией. Первые сутки хранения на штрафостоянке планируется сделать бесплатными.

Второй законопроект, подготовленный департаментом транспорта, предусматривает введение штрафов за неоплаченную парковку в размере 2500 рублей. За попытку оставить машину без номеров предлагается ввести санкцию в размере 5000 рублей штрафа.

Предполагаемые способы оплаты парковки в зоне пилотного проекта включают паркоматы, СМС и городской сайт госуслуг. Наличные исключаются, дабы избежать коррупции.

Сентябрь 2012 года

Столичные транспортники объявляют, что экспериментальная платная парковка будет введена на Каретном Ряду, Петровке и прилегающих к ним улицах, переулках и бульварах, всего 20 улиц. По обещаниям Ликсутова, собственникам жилья в ЦАО места для машин будут предоставляться бесплатно. Родственников и квартиросъемщиков эти льготы не касаются.

Октябрь 2012 года

Разработаны парковочные карты: оранжевая номиналом 500 рублей и зеленая номиналом 1000 рублей. Ликсутов обещает, что карты поступят в продажу в ноябре в киоски «Мосгортранса» и кассы метро.

Власти города объявляют, что жители пилотной зоны смогут оставлять машины бесплатно на парковках только ночью – с 20.00 до 8.00. Для этого необходимо отправить заявку в многофункциональный центр предоставления услуг или на московский портал госуслуг.

Объявлены цены на эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей –5000 рублей. Первые сутки хранения машины нарушителя на штрафстоянке действительно сделаны бесплатными, начиная со второго дня и все последующие – 1000 рублей в день.

Утвержден штраф за неоплаченную парковку – 2500 рублей. За машину, оставленную в платной зоне без номерных знаков или с заклеенными табличками, принят штраф в размере 5000 рублей.

Ноябрь 2012 года

Пилотный проект стартовал. В первые часы его работы лидируют СМС как способ оплаты стоянки машины в экспериментальной зоне. Дворы остались бесплатными. На оплату стоянки выделено 15 минут. Неправильно припаркованные машины начинают вывозить эвакуаторы.

С 5 ноября стоянку можно оплатить в паркомате при помощи банковской карты. Резиденты, которым обещали выделить бесплатные места, начинают волноваться. Власти обещают построить для них внутридворовые парковки.

За первую неделю эксперимента по введению платных парковок в центре Москвы бюджет города пополнился за 700 000 рублей. В работе системы выявлены проблемы: паркоматы не принимают кредитные карты, телефоны не отсылают сообщения, парковочные карты не работают.

Тем не менее, за первые две недели скорость движения транспорта в зоне платных парковок вырастает — по официальным данным — на 30% — власти рапортуют, что москвичи более разумно стали относиться к поездкам в центр города на личном транспорте, так как приходится платить за стоянку.

Обещанные бесплатные парковки для резидентов к 15 ноября не готовы.

Декабрь 2012 года

Жители пилотных парковочных районов обращаются к мэру с требованием ввести резидентные разрешения на парковку. Они жалуются, что бесплатной парковки по ночам недостаточно, так как днем за стоянку на проезжей части приходится платить, как и всем, по 50 рублей в час, а дворов на всех не хватает. Мэр города поддерживает предложение.

Для жителей пилотной зоны получение разрешения бесплатно, а для других, зарегистрированных в ЦАО, предлагается ввести абонемент стоимостью 3000 рублей в год, а бесплатная парковка предусмотрена в пределах управы. На квартиру в доме, где есть двор, планируется выделить одно разрешение, где нет двора – два.

Платную эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей в ЦАО обещают ввести с 1 июня 2013 года, для чего власти намерены закупить 150 эвакуаторов. Предполагается, что плата будет дифференцированной для автомобилей различных габаритов.

13 декабря пилотный проект, который изначально планировалось проводить до 28 февраля 2013 года, объявлен бессрочным, так как эксперимент признан успешным. Ликсутов заявляет о намерении расширять платное парковочное пространство в центре Москвы.

К 23 декабря московские автовладельцы и гости столицы пополнили бюджет города на 5 млн. рублей.

28 декабря для жителей экспериментальной зоны вводятся обещанные им льготные абонементы – годовая плата за стоянку для резидентов составляет 3000 рублей. Те, кто получил резидентные соглашения раньше, ночью может оставлять машину у своего дома бесплатно.

Март 2013 года

Глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов объявляет, что оставлять машину в пределах Бульварного кольца с июня 2013 года придется за деньги, тариф составит те же 50 рублей в час. Также заммэра по транспорту обещает, что до Садового кольца платные парковки не дойдут и опровергает слухи о расширении зоны до ТТК.

Май 2013 года

Власти Москвы объявляют, что с 1 ноября 2012 года, когда была введена платная парковка в центре столицы, средняя скорость движения транспорта в выделенной зоне выросла на 6-8%, среднее время паркования уменьшилось на 60% — с 4 часов до 1 часа 20 минут. Ликсутов заявляет, что в пределах Садового кольца могут появиться точечные платные парковки – например, около парков отдыха.

Июнь 2013 года

С 1 июня ужесточаются требования к резидентам платных парковочных зон, желающим получить льготные условия для своей машины. Разрешения выдаются только с письменного согласия всех жильцов квартиры, причем с нотариально заверенными подписями. При подаче заявки резидент должен представить также паспорт, СНИЛС, документы на квартиру и номер автомобиля.

Контролем оплаты парковки теперь занимаются не только парконы, но и пешие инспекторы с выносными приборами, которые также могут «обнажать» номера, закрытые бумажками.

27 июня установлены знаки запрета стоянки на тротуарах улиц Тверской и 1-й Тверской-Ямской – от Пушкинской площади до площади Тверской Заставы. Минус 60 машино-мест в центре города.

Июль 2013 года

4 июля оставить машину у парка культуры и отдыха им. Горького можно только за деньги – платная парковка организована у центрального входа.

В центре города проводится рейд, в рамках которого эвакуировано 9 машин с частично закрытыми номерами.

19 июля Максим Ликсутов подтверждает, что платная парковка останется лишь в пределах Бульварного кольца. Для резидентов условия получения льгот упрощены – им больше не нужно нотариально заверенное согласие всех членов семьи и собственников жилья. Заммэра по транспорту подтверждает, что около социальных объектов, таких как школы и поликлиники, организованы бесплатные парковочные места.

Август 2013 года

Для пользования платными парковками вводятся абонементы на месяц стоимостью 10 000 рублей и на год – стоимостью 100 000 рублей, которые действительны каждый день с 8:00 до 20:00.

Для многодетных семей парковка в центре становится бесплатной.

Власти города объявляют конкурс на организацию платных парковок внутри Садового кольца, что противоречит ранее сделанным заявлениям Ликсутова.

За номера, прикрытые бумажками, больше не штрафуют — Верховный суд отменил это наказание.

Сентябрь 2013 года

Вводятся новые тарифы на эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей, которые начинают действовать с 15 сентября. Так, эвакуация мотоциклов и малолитражек стоит 3000 рублей, автомобилей с двигателем мощностью до 250 л.с. – 5000 рублей, более мощных – 7000 рублей, грузовиков – 27 000 рублей, негабаритного транспорта – 47 000 рублей. Это не считая 3000 рублей за нарушение правил стоянки автомобиля. Со вторых суток хранение мотоцикла составляет 500 рублей в день, легкового автомобиля – 1000 рублей.

Власти обещают, что эвакуировать будут прежде всего автомобили, брошенные на пешеходных переходах, тротуарах и остановках общественного транспорта.

Жители платных зон жалуются на офисных работников, оставляющих машины в их дворах, чтобы не платить за место на муниципальной стоянке, и под запрещающими знаками у детских садов.

Ноябрь 2013 года

За пять месяцев работы проекта количество въезжающих в центр машин снизилось на четверть. Планируется, что с 5 декабря платная зона распространится на районы Якиманка и Замоскворечье до границ Садового кольца, а с 25 декабря все районы в пределах Садового кольца станут для автомобилистов платными. Максим Ликсутов обещает, что около социальных объектов и во дворах оставлять машину можно будет бесплатно.

Дептранс намерен рассмотреть возможность выдавать второе резидентное соглашение на семью, члены которой прописаны в платной зоне.

Декабрь 2013 года

С 5 декабря стоимость часа парковки внутри Бульварного кольца увеличивается с 50 до 80 рублей в час. Абонемент на месяц стоит 16 000 рублей, на год – 160 000 рублей. В пределах Садового кольца за час стоянки нужно платить 60 рублей, месячный абонемент стоит 12 000 рублей, годовой – 120 000 рублей. Администрация объясняет это решение тем, что необходимо оставлять в резерве определенное количество парковочных мест, так как сейчас платные парковки практически забиты.

Также Ликсутов утверждает, что эвакуаторы забирают только те автомобили, что мешают дорожному движению. Владельцы авто, увезенных с мало загруженных улиц, готовы с этим поспорить.

Власти готовы обсуждать возможность отменить плату по ночам или по выходным и праздникам, а также менять номер машины в резидентном соглашении раз в месяц.

С 25 декабря в зону платной парковки одновременно входят сразу все районы в пределах Садового кольца – чтобы избежать недовольства жителей разных районов.

Инвалиды вне зависимости от места регистрации могут оставлять машины в центре города бесплатно.

Январь 2014 года

Столичный департамент транспорта готовит поправки в ГОСТы, согласно которым длина парковочных мест в Москве должна уменьшиться с 7,5 до 6,5 метра. Перерисовывать разметку планируется уже с февраля. По мнению руководства ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», это нововведение желательно для большей вместимости. По мнению транспортников, 6,5 метра даже для больших автомобилей будет в самый раз.

Принято решение сделать бесплатной парковку по воскресеньям и праздникам с мая – в качестве эксперимента. В субботу отменять плату не планируется, так как в этот день недели загрузка транспортной сети города не уступает будням.

Также планируется убрать из московского административного кодекса положения о нечитаемых номерах и штраф за нарушение правил пользования городскими платными парковками в размере 2500 рублей.

28 января объявлено, что зона платной парковки в Москве расширится до границ уже Третьего транспортного кольца к концу 2014 года. Ликсутов обещает, что платные парковки будут появляться точечно – у деловых и торговых центров, исключая жилые зоны, парковка во дворах останется бесплатной. Стоимость часа стоянки за пределами Садового должна быть ниже, чем в центре города.

Также рассматривается возможность ввести ограничение по времени стоянки – например, лимитировать его двумя-тремя часами. Оно не будет касаться тех, кто постоянно проживает в данном районе.

Март 2014 года

Власти Москвы обсуждают «точечную» платную парковку за пределами Садового колица – у Покровского женского монастыря, на площади трех вокзалов, около бизнес-центра «Москва-Сити» и в других районах. По словам представителей управ, жители этих районов сами просят введения платных парковок, так как здесь стали оставлять машины те, кто не хочет платить за стоянку внутри Садового.

Апрель 2014 года

Начать расширять зону платной парковки за пределы Садового кольца решено с бизнес-центра «Москва-Сити». С 1 июня планируется взимать деньги за стоянку в этом районе, причем плату за парковку собираются сделать прогрессивной – каждый следующий час будет дороже. Эта мера должна побудить офисных сотрудников ездить на работу на общественном транспорте, а возможность приехать на автомобиле оставить только тем, кто прибыл в бизнес-центр на встречу.

Платной парковка станет и в соседних жилых районах, чтобы не оставить возможности бросать автомобили у домов. Резидентам обещают льготы.

Подтверждено, что стоимость часа между Садовым кольцом и ТТК составит не более 40 рублей.

Май 2014 года

Со 2 мая (так как 1 мая – государственный выходной) парковка в центре Москвы по воскресеньям и праздникам становится бесплатной, пока в качестве эксперимента, который должен продлиться до 31 декабря 2014 года. Оставляя машину в платной зоне, нужно зарегистрироваться, как обычно, просто деньги списываться не будут.

Июнь 2014 года

Платная парковка вводится на улицах вокруг бизнес-центра «Москва-Сити»: Студенецкий переулок, Пресненская набережная, Краснопресненская набережная от Пресненской набережной до улицы 1905 года, Выставочный переулок, улицы Мантулинская и Тестовская, 1-й и 2-й Красногвардейские проезды, Шмитовский проезд от улицы 1905 года до Третьего транспортного кольца и частично – улицы Сергея Макеева, Анны Северьяновой, Антонова-Овсеенко, 1905 года и 2-я Звенигородская. Час стоянки на этих улицах обойдется не в 40 рублей, а в 80, вопреки обещаниям властей, так как загруженность дорог тут даже выше, чем внутри Бульварного кольца. Тариф прогрессивный – с третьего часа стоянки цена возрастает до 130 рублей за каждые 60 минут.

Для резидентов действуют льготные условия, как и в центре столицы.

Июль 2014 года

Власти решили не продолжать эксперимент бесплатной парковки по воскресеньям и праздникам. По словам Ликсутова, проблема в том, что загрузка парковочных мест по выходным выросла на 20%.

С 1 августа платную парковку планируется ввести на 162 улицах внутри Третьего транспортного кольца – в районах Хамовники, Арбат, Пресненский, Тверской и Дорогомилово. Стоимость часа парковки составит 40 рублей, абонемент на месяц обойдется в 8000 рублей, на год – 80 000 рублей. Резиденты смогут оставлять машину ночью бесплатно или приобрести круглосуточный годовой абонемент за 3000 рублей.

…Платные городские парковки, опробованные Москвой, планируется организовывать и в других российских городах. В Екатеринбурге плату за стоянку в центре города уже взимают – по тарифу в 30 рублей в час. В августе платить придется за парковку на Театральной площади в Калуге – 35 рублей в час. В сентябре платные парковки появятся в Казани, Вологде, Тюмени, Челябинске, Туле и Ярославле. И пока сложно сказать, как подобная новация повлияет на жизнь провинциальных городов. А вот что касается Москвы, платные парковки ничего, кроме поступлений в городскую казну не дало.

Пробки в 7-9 баллов возникают ровно с той же частотой, что и раньше. И это при том, что значительная часть москвичей действительно пересела с личного транспорта на общественный. Метро при этом перестало справляться с нагрузкой и в часы пик нужно пропустить не один состав, чтобы все-таки доехать до пункта назначения.

Кроме того, благодаря меняющимся по воле властей правилам парковочной игры, а нередко, как мы видим, и откровенному обману, в городе растет и социальное напряжение, и недовольство властями.