Конец эры автомобильных навигаторов

Несколько лет назад портативный навигатор был предметом первой необходимости для каждого автомобилиста. Мы спорили, какая программа лучше, у какой больше покрытие. Похоже, этому положен конец: наступает эра мобильной навигации.

С появлением сенсорных смартфонов iPhone и Android портативная и автомобильная навигация обрела кардинально иной смысл. Люди перестали пользоваться даже теми устройствами, за которые когда-то доплачивали десятки тысяч рублей — ведь в них больше нет необходимости. Зона покрытия территории России у многих автопроизводителей охватывала лишь пару федеральных трасс в Европу, да Москву с Санкт-Петербургом и их окрестностями. Коренным жителям российских мегаполисов пользоваться навигацией приходилось редко.

С другой стороны, конкуренцию штатным системам составляли портативные устройства, которые заставили автопроизводителей хоть чуточку встрепенуться и начать предлагать большее покрытие, бесплатное обновление карт и даже возможность предсказывать заторы. Но желание получать сверхприбыль в виде продажи копеечной мультимедийной системы с тормознутым процессором, ужасным разрешением и неудобным интерфейсом свело и эти усилия на нет.

Вскоре люди стали повально пользоваться своими мобильными устройствами — телефонами и планшетами. По всем параметрам они «уделывали» обычные системы: давали данные о пробках, покрывали абсолютно все города и страны без необходимости платного обновления, давали возможность скачивать карты для пользования в оффлайн-режиме, показывали достоверную информацию о пробках, предоставляли не только запрограммированные данные о полезных объектах на пути, но и информацию от пользователей. Через мобильные устройства стало возможным общаться, делиться информацией с другими участниками дорожного движения, знакомиться, наконец. Не говоря уже о видах со спутника, фотографиях местности, погоде и десятках других возможностей.

Людям, ясное дело, становилось непонятно: почему они платят за самый крутой iPad с 3G всего 30 000 рублей, а за штатный навигатор BMW — около 90 000 рублей, в качестве бонуса получая какие-то криво нарисованные 3D-модели зданий в центральной части столицы?

Но около трех-четырех лет назад ситуация начала кардинальным образом меняться. Сначала некоторые автопроизводители начали предлагать экраны не с выносящим мозг сенсорным управлением, созданным по технологии 20-летней давности, а с нормальным управлением, как у современных смартфонов. Первым в этом деле был Cadillac с системой CUE. Затем в мультимедийные системы была внедрена функция MirrorLink, позволяющая отображать содержимое экрана смартфона на экране в центральной консоли и управлять им. А потом за дело взялись Apple и Google, не оставив шанса ни одному из конкурентов.

Несмотря на то, что системы Apple и Google только начинают свое победоносное шествие, дни штатных и портативных навигаторов сочтены. Последние попытки выстоять предприняла BMW, которая до самого последнего момента отказывалась от использования данного функционала, но потом все-таки сдалась. Более того, автопроизводители быстро распознали, что в широкомасштабную войну между двумя американскими IT-компаниями им лучше не встревать, а предложить мультимедийные системы, которые совместимы с обеими операционными системами.

В результате картина на сегодняшний день выглядит так:

Помимо автопроизводителей, CarPlay и Android Auto уже облюбовали несколько устройств для вторичного рынка: фирмы Alpine Electronics и Pioneer выпустили головные устройства, поддерживающие эти операционные системы. Так что владельцы подержанных автомобилей не останутся обделенными. Тем более, что совсем скоро к ним присоединятся Harman, Panasonic, Clarion и другие.

Ясно также и то, что производители навигационных карт Navteq, Navitel, TeleAtlas и прочие скоро перестанут существовать — Apple и Google просто выдавят их из рынка, потому что денег за свои услуги с конечного потребителя они просто не берут: «бесплатный сыр» без всякой мышеловки.