Минздрав запрещает водить машины низкорослым людям

После двух лет неспешной разработки, Минздрав России подготовил для утверждения правительством новый перечень медицинских противопоказаний и ограничений к управлению авто. И разом вычеркнул из списков водителей тысячи здоровых людей.

Ни для кого не стал особым сюрпризом запрет на вождение людям с серьезными проблемами по зрению, психике и количеству ног-рук. С этим все понятно. Новелла, привлекшая внимание СМИ – запрет на получение водительских категорий «С», «D», «E», «Tb» и «Tm» гражданам ниже 150 сантиметров ростом. За руль легковушки (водительская категория «B») или мотоцикла (категория «А») – пожалуйста, а во все прочие машины – ни в коем случае.

Сразу бросается в глаза следующее. В гамме почти каждого автопроизводителя имеются микроавтобусы, которые могут оснащаться разным количеством пассажирских мест. Это Transporter у Volkswagen, H1 у Hyundai, V-klass у Mercedes и так далее. С «правами» категории «В» можно управлять теми из них, что могут перевозить восемь пассажиров. Для более вместительных модификаций точно тех же автобусиков требуются «права» категории «D». Получается, согласно представлениям Минздрава, в одну и ту же машину с одним и тем же рабочим местом водителя, человек ростом ниже 150 см одновременно и имеет, и не имеет права водить.

Страна должна знать своих героев. Ответственным за создание этого проекта Постановления правительства значится некто Губанов Георгий Александрович – замначальника отдела медицинской экспертизы и освидетельствования Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторнокурортного дела Минздрава. Этот специалист, как видим, легко и непринужденно связывает способность человека управлять конкретной машиной в зависимости от количества сидений у него за спиной.

Профессор кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ Олег МАЙБОРОДА считает, что «по уму, для введения ограничений для водителей ростом менее 150 см Минздрав должен был провести масштабные полигонные испытания на всех типах и марках машин. Одно дело – эргономика водительского места старого КрАЗа, где малый рост водителя и правда может быть препятствием. И совсем другое – кабина, например, современного тягача от Volvo, где диапазон регулировок эргономических настроек настолько широк, что учитывает практически любой тип человеческой комплекции. И, опять же, по-хорошему, результатом таких испытаний должен был бы стать не запрет по «ростовому» признаку, а рекомендация для внесение в Техрегламент поправок. Мол, конструкция кресел и органов управления всех машин в Таможенном союзе должна быть приспособлена и для водителей ниже 150 см ростом... Но, судя по всему, подобных экспериментальных исследований не проводилось. Отсюда – сомнения в научной обоснованности ограничения по росту».

Скорее всего, цифра «150 см» появилась в документе самым примитивным образом: из стандартов проектирования автомобильных сидений. Большинство современных автокресел проектируется в расчете на водителя ростом 150-196 см. И тов. Губанов, скорее всего, не мудрствую лукаво, вставляет в «ограничения» нижнюю «планку» этого диапазона.

Получается, что мозговитые сотрудники Минздрава допустили непростительную оплошность. Нижний диапазон роста ограничили, а про верхний – забыли! Тут уж надо идти до конца и разобраться не только со слишком мелкими, но и со слишком крупными людьми. Если ниже 150 см за руль «С», «D», «E» сжать, по причине неприспособленности рабочего места водителя под такие габариты, нельзя, то и при росте выше 200 см – тоже должно быть категорически запрещено. Завышенный рост наверняка может помешать управлению, так же как и низкий. Поскольку натурных испытаний никто не проводил, чтобы подтвердить это или опровергнуть – нужно руководствоваться стандартами производителей автокресел!

И теперь Минздрав просто обязан подготовить соответствующие изменения в постановление правительства РФ «Об утверждении перечней медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами». А то текущие поправки уже прошли практически все бюрократические согласования и могут попасть на стол Дмитрия Медведева уже 31 июля.