Страсти по автошколам

После принятия новых программ обучения в автошколах, будущих водителей беспокоит один вопрос — чем обернутся для них законодательные нововведения. Портал «Автовзгляд» пообщался с ведущими экспертами по подготовке автовладельцев и выяснил, какие ключевые перемены ожидают учеников автошкол в ближайшее время.

– С ноября прошлого года вступила в силу новая редакция федерального закона о безопасности дорожного движения, которая ввела новые категории и подкатегории водительских удостоверений, – рассказывает Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ. По поручению правительства РФ, Минобрнауки совместно с Минтрансом, МВД и Минздравом за два месяца разработало 28 новых примерных программ обучения водителей, которые вступили в силу 12 августа нынешнего года. Для автошкол Минобрнауки уже разработало разъяснения и методические рекомендации об особенностях этих программ. Однако на них наша работа не заканчивается – во-первых, сейчас мы готовим целый комплекс программ для переподготовки водителей с категории на категорию. Во-вторых, мы разрабатываем для автошкол все учебные материалы, необходимые в связи с вступлением в силу новых правил подготовки водителей. И в третьих, мы готовим учебные материалы для повышения квалификации преподавателей автошкол. Так что реформирование системы подготовки водителей в России будет продолжаться...

На практике учеников автошкол ожидает следующее: они смогут выбирать для себя одну из 16 программ обучения – по одной на каждую категорию и подкатегорию водительских прав. Те, у кого заветный документ уже есть, смогут пройти одну из 10 программ переподготовки, и получить за сравнительно небольшой срок и адекватные деньги дополнительную категорию. А те водители автомобилей и мотоциклов, которые получили право управлять лишь машинами с «автоматом» смогут переучиться на механику – для них введут две программы повышения квалификации.

Главное же отличие новой системы подготовки автовладельцев от действующей сегодня заключается в так называемой модульности.-- Концепция модульности сводится к тому, что ядром всех новых учебных программ станет единый базовый цикл, составляющий 84 учебных часа и 4 основных предмета, – говорит Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол. Из-за этого автошколы смогут половину времени готовить водителей всех категорий в одних и тех же учебных аудиториях. Также для каждой категории и подкатегории водительских прав предусмотрены специальные учебные циклы, в которых содержится информация о вождении, устройстве и основах безопасного управления конкретных транспортных средств. К услугам учеников и так называемый профессиональный цикл, вызвавший бурную дискуссию среди автомобилистов: «Основы пассажирских и грузовых перевозок» (он начинается с категории B и по понятным причинам отсутствует у категорий мототранспорта)...

Что касается самих автошкол, то новая система обучения в них повлекла за собой и новые требования к самому учебному процессу – от кабинетов и преподавательского состава до учебных площадок (последние, кстати, теперь не могут быть меньше по площади, чем 0,24 Га). Любопытно, по последовательность изучения будущими водителями тем и разделов теперь смогут определять сами автошколы; кроме того, ученики теперь официально смогут заниматься вождением в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Увеличится и минимально необходимое для обучения количество часов вождения – дело в том, что раньше единицей измерения водительской практики был академический час, или 45 минут. Для преподавания теории такой норматив сохраниться, а вот считать время, «откатанное» учеником, теперь будут в астрономических часах (60 минут). Для допуска к экзамену на категорию B ученикам придется пройти 56 часов практики на «механике» или 54 часа на «автомате».

Появится в автошколах и новый предмет – «Основы психофизиологической деятельности водителя». Необходимость его введения авторы новых учебных программ объясняют тем, что конфликтов на дорогах, заканчивающихся печально для их участников, в последнее время стало заметно больше, и уметь уходить от них автолюбителей теперь будут учить еще в автошколах. В частности, предусмотрены даже специальные тренинги, где в игровой форме будут моделироваться различные трудные ситуации на дорогах, а ученики при помощи преподавателей будут искать выход из них.

Смогут автолюбители и учиться езде с прицепом весом до 750 кг — на это отводится 6 часов, а сами занятия будут исключительно добровольными.
– Состояние дорожно-транспортной дисциплины и аварийность среди молодых водителей давно стала темой для разговоров и одной из главных тем в работе ГИБДД, – говорит начальник Управления надзорной деятельности ГИБДД МВД России Александр Борисов. В этом направлении мы стараемся совершенствовать законодательство и проводить разного рода работу, направленную на повышение адаптированности молодых водителей и безопасности их участия в дорожном движении. С другой стороны, мы стремимся создать оптимальные условия для работы тех автошкол, которые готовы добросовестно исполнять лицензионные условия и оказывать качественные образовательные услуги.

В связи с вступлением в силу с 12 августа новых правил подготовки водителей ГИБДД будет привлекаться как к процессу лицензирования автошкол (выдача заключений о соответствии нормативам материально-технической базы), так и к согласованию рабочих программ. Это – своеобразное «ноу-хау» последних лет, хотя во времена СССР ГАИ принимало активное участие во всем, что касалось учебных программ. Порядок новой работы с автошколами уже опубликован на официальном сайте ГИБДД – www.gibdd.ru – и все желающие уже могут с ним ознакомиться. Думаю, что при новых условиях обучения проблем при работе с автошколами у нас не возникнет, поскольку большинство новых требований и раньше в том или ином виде предъявлялись при осуществлении образовательной деятельности...

Впрочем, не исключено, что большие реформы у отечественных автошкол только начинаются: в Правительстве РФ находится на рассмотрении новый законопроект, касающийся порядка сдачи водителями «выпускных» экзаменов в автошколах. В случае принятия он позволит ученикам «сдавать на права» без привязки к конкретному региону, даст возможность дорожным полицейским выезжать на внутренние экзамены в автошколы и позволит приравнивать их к экзаменам в ГИБДД. Таким образом, не исключено, что ученики автошкол со временем станут сдавать всего один экзамен для получения водительских удостоверений вместо нынешних двух. Что касается нынешнего порядка сдачи экзаменов в ГИБДД, то результаты сдачи учениками его теоретической части вскоре будут действовать целых полгода вместо нынешних двух месяцев.