Автошколы начинают учить по-новому через три дня

C 11 августа автошколы страны начнут, наконец-то, учить кандидатов в водители по-новому. Мы изучили плюсы и минусы новых методик и программ, а так же узнали, все ли образовательные учреждения этого профиля смогут им соответствовать.

Но для начала напомним, что эпопея с реформой автошкол тянулась непозволительно долго. Если считать с того момента, когда в Госдуму поступил проект поправок к Закону «О безопасности дорожного движения», запрещающих сдачу экзаменов на «права» экстерном, и до регистрации Минюстом новых программ обучения курсантов — то без малого четыре года. Сколько «лишних» жизней унесли за это время дороги, даже подсчитать сложно. И все это время в разных структурах (и государственных , и общественных , и даже «автошкольных») находились ярые противники коренной ломки прогнившей системы. Поскольку все предложенные новации под корень резали их бизнес на крови. И только, как уже писал «АвтоВзгляд», вмешательство первых лиц государства позволило воссторжествовать здравому смыслу. И простите за пафос, он здесь вполне уместен. И вот почему.

Долгое поражение в «правах»

До принятия новых программ обучения (начиная с 5 ноября) не работали нормы, предусмотренные Законом «О безопасности дорожного движения». Граждане страны не могли получить новые категории и подкатегории транспортных средств. Невозможно было сдать экзамен на «автомате» и получить соответствующие водительские «корочки». 16-летние подростки были лишены возможности пройти обучение вождению мопедов (категория «М»), легких мотоциклов (подкатегория «А1») и стать полноправными участниками дорожного движения. Не работали все подкатегории: легкие мотоциклы, грузовики и автобусы. И когда с 1 апреля начали выдавать новое водительское удостоверение, получать его по новым категориям и подкатегориям никто просто не мог.

Теперь же любой гражданин может обучиться и получить водительское удостоверение любой из предусмотренных законом категорий и подкатегорий. Владельцы мопедов, наконец-то начнут на равных со всеми обучаться в автошколе. И можно надеяться, что аварий с их участием станет меньше. Блондинки так же дождались заветного часа и смогут обучаться на «автомате».

Можно, конечно, считать минусом тот факт, что новые программы увеличивают количество часов обучения (по категории «В», например, на 34 часа), за счет изучения действительно не актуальных для большинства будущих водителей дисциплин. Но, во-первых, за это нужно сказать спасибо некомпетентным чиновником Минтруда. Во-вторых, можно надеятся, что довольно скоро «лишние» предметы все-таки уйдут из основного курса. Ну и, в-третьих, никакие знания «лишними» все таки не бывают. Зато новации позволяют проводить «зачет» имеющегося багажа знаний у тех, у кого есть «права» любой категории, либо подкатегория. Таким гражданам перезачтется добрая половина учебного курса — 84 часа. Так же будущих водителей будут учить психологии, что в наше время немаловажно, ведь «разборки» между водителями становятся, увы, нормой жизни. Увеличено количество часов на учебное вождение. Но самое главное, что документом четко оговорена его длительность — 60 минут. Поэтому общее время учебы для постижения управления автомобилем существенно прибавится. Да один этот плюс перечеркивает все минусы.

Прощайте, «серые» схемы

До 11 августа лицензии автошколам выдавались, что называется, «на бумаге». То есть любой коммерсант, не обладающий ни учебными классами, ни площадками, ни преподавательским составом мог объявить себя автошколой — сформулированные государством требования к подобным курсам отсутствовали, как таковые. В итоге их количество в России выросло с 8000 до 11 500. А заодно подросла и статистика аварийности. В том числе и потому, что автошкола могла набрать любое число курсантов, даже если их негде и не на чем было обучать.

Теперь лицензии будут выдаваться только после проверки ГИБДД на соответствие учебно-материальной базы установленным требованиям и согласования программ. В примерных программах, утвержденных министром образования, изложены четкие требования к автошколе, в том числе к транспортным средствам, площадке (автодрому), учебным кабинетам, преподавательскому составу.

Так, минимальный размер площадки должен составлять 0,24 га. Хотя некоторыми московскими ассоциациями автошкол совсем недавно предлагалось обучать курсантов и вовсе без площадок! Да только Правительство рассудило иначе. Теперь данное требование обязательно к исполнению. И слава богу, поскольку серьезные, уважающие себя и клиентов автошколы введенной норме соответствуют. А «серые» благополучно закроются. Ведь нельзя же, на самом деле, верить одному такому обучальщику, что он располагает 52 площадками в Москве, с ее золотой землей? Впрочем, если эта структура сумеет, как это отныне требуется, представить их для проверки ГИБДД — я первым об этом напишу.

Кроме того, ГИБДД точно установит и количество учеников, которых может принять автошкола, посчитав количество автомобилей и оборудованных классов. Формулы, приведенные в документе, станут тем самым заслоном для бесконтрольной продажи «липовых» свидетельств о прослушанном курсе направо и налево. Да и время таких свидетельств прошло — теперь эти бумаги стали номерными и строгого учета.

…Одним словом, время процветание «серых», портфельных, сетевых курсов по самоподготовке, невычитка лекций, недокатка учеников, сумасшедший демпинг цен, прошло. И перечисленные структуры прекратят свою бурную деятельность. Благодаря требованиям, содержащимся в новых программах, произойдет окончательный демонтаж системы самоподготовки – отъявленного «лохотрона» для начинающих водителей. И вы не заметите, как быстро наши дороги станут безопаснее.

Правда, «серые» уже сейчас показывают, что будут искть любые лазейки, чтобы остаться в бизнесе. На их сайтах, к примеру, отчего-то указана совершенно иная дата вступления в силу новых программ и требований к автошколам — не 11, а 15 августа. Но для чего так мелко обманывать клиентов? По всей видимости, даже 4 дня «подпольной» работы принесут им немалые прибыли. Интересно, а что по этому поводу подумает прокуратура и другие компетентные органы?