Когда с конвейера сойдут первые серийные авто «на водороде»

Человечество уверенно приближается к революционной эре автомобилизма — серийному производству авто на топливных элементах. То есть вступает в давно ожидаемую пору, когда автомобили будут для окружающей среды не вреднее, чем экипажи на конной тяге.

Силовая установка на топливных элементах (ТЭ), как известно, работает на водороде (из бортового запаса) и кислороде (забираемого из воздуха). ТЭ, продукт дорогих космических технологий, превращает этот «коктейль» в электроэнергию для электродвигателей авто. Выхлоп — водяной пар. Мечта! Камень преткновения на пути ее реализации — крайняя дороговизна технологии ТЭ и отсутствие сети водородных АЗС. Но времена меняются. В данном случае — к лучшему.

Так, Daimler практически готов начать выпуск серийных авто на ТЭ, однако запланировал старт только на 2017 год, хотя его уже подпирают конкуренты. Херберт Кехлер, глава исследовательского сектора концерна, разъясняет: «Еще три года назад нам приходилось объяснять, почему мы так упорно тратим деньги на это направление. Теперь же ситуация иная: если вы не в этой теме, то приходится задавать себе неприятные вопросы, а мы всегда были уверены в том, что водородные автомобили — реальная альтернатива транспорту на ДВС. Еще в 2005 году наши эксперты пришли к выводу, что автомобиль на ТЭ по цене, приемлемой для рынка, может быть выпущен к 2012 году. Сейчас мы отодвигаем этот срок на 2017 год и для этого есть серьезные резоны. Дело в том, что наш концерн мог бы вывести на рынок серийное ТС на ТЭ раньше — в 2014-15 гг. Но в минувшем году мы начали сотрудничать в этой области с Nissan и Ford c тем, чтобы совместными усилиями создать силовую установку на ТЭ и одновременно снизить стоимость его производства и обеспечить массовый выпуск модели. Все компании-партнеры станут использовать максимально возможное количество общих компонентов.

На вопрос, обеспокоен ли Daimler намерением Toyota начать серийный выпуск водородного ТС в 2015 году и информацией о том, что японцы ведут в этом направление работы столь же жестко, как в свое время при запуске в производство своих гибридов, Херберт Кехлер ответил отрицательно, отметив, что концерн работает с прототипами ТС на ТЭ уже 20 лет, а с 2010 по 2012 годы Daimler эксплуатировал 250 автомобилей на ТЭ.

Комментируя желание «Toyota» продавать свои автомобили на ТЭ по цене около $68 000, Хербет Кехлер сообщил, что цель «Daimler» —выпускать ТС на ТЭ не дороже гибридной версии этой модели.

Заметим, что АВТОВАЗ в 2000 годах успешно разрабатывал свою модель на ТЭ «Антел» и с успехом демонстрировал ее на международных автосалонах. Компоненты ее силовой установки поставлялись отечественными предприятиями. Однако финансирование проекта было прекращено. Информация о нынешнем его состоянии отсутствует.