Как платная парковка захватывает Россию

Столичная схема с платными парковками, которые можно организовывать на вчерашнем бесплатном асфальте, приглянулась регионам. Инициатива уже дошла до Красноярска, охватив крупные города европейской части страны, Урала и Сибири. Разница лишь в тарифах.

Первые платные стояночные места в историческом центре Красноярска появятся уже к концу года. Как объяснил позицию мэрии заместитель руководителя красноярского департамента городского хозяйства Владислав Логинов, платные парковки необходимы для того, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть города, сформировав определенное количество транспорта в центральной части. То есть и в этом городе власти оправдывают появление платных стояночных мест банальной загруженностью. Впрочем, городской бюджет от нововведения только выиграет, ведь час стоянки обойдется водителям в 50 рублей. Первые 15 минут будут бесплатными – по сути, они, как и в других городах, даются на оплату стоянки, ведь процедура эта непростая и не всегда получается.

При этом строить паркинги, по столичному примеру, в Красноярске не будут – 1500 платных мест разместятся в уже существующих карманах на всех поперечных улицах центральной части города. Взимать деньги будут за место около Красноярской краевой филармонии, Красноярского музыкального театра и на площади Революции. Потратиться властям, конечно, придется: на белую краску для разметки уже существующего пространства, а также на паркоматы, видеокамеры и датчики занятости.

Параллельно стоянку запретят по правой стороне на улицах Ленина и Карла Маркса и на проспекте Мира – видимо, по примеру той же Москвы, где одновременно со знаками «Платная парковка» появилось множество знаков «Стоянка запрещена».

Судя по всему, инициативу скоро подхватят и все остальные региональные центры. Первым за Москвой последовал Сочи – там платные стоянки у бордюров появились в январе 2014 года, плата составила 50 рублей в час. Основная волна пошла летом, когда гонрода страны один за другим стали переходить на «темную сторону». Так в июле сдался Екатеринбург, где час обходится в 30 рублей, что, к слову, еще очень даже бюджетно. В августе платной стала Театральная площадь в Калуге – по 35 рублей за час. Видимо, в этом тихом и спокойном городке тоже все страдают от пробок и огромного количества машин.

Но самым продуктивным месяцем обещает стать нынешний сентябрь. Платные парковки заработают в Казани, Тюмени, Челябинске, а также Вологде, Туле и Ярославле. Заканчивается обустройство платных зон и в Северной столице.

В Москве платные парковки начали действовать в ноябре 2012 года. Сначала в качестве эксперимента платные стоянки организовали на трех улицах возле Кремля, оставив при этом жителей домов без резидентских льгот. Проверка была признана успешной еще до намеченной срока, и платные парковки быстро распространились в пределах Бульварного кольца, затем дошли до Садового, а теперь могут покрыть зону до границ ТТК и, судя по всему, дойти до МКАД, но до сих пор москвичи сталкиваются с проблемами при оплате стоянки, в том числе через хваленные паркоматы.

Более 75% жителей выступили против расширения платной зоны до ТТК, а 85% считают, что плата завышена: 80 рублей в час в пределах Бульварного, 60 рублей в пределах Садового, 40 рублей в пределах ТТК – не считая стоянок у бизнес-центров, например, у «Москва Сити», где час стоит 80 рублей, а тариф прогрессирует с третьего часа до 130 рублей.

Помимо платы за парковку в Москве действуют особые положения: платная эвакуация, которая успела себя полностью дискредитировать. «Крокодилы» частенько попадаются на явных нарушениях ПДД. Но главное, они регулярно утаскивают правильно припаркованные авто, владельцы которых оставили их в положенном месте, честно оплатив стоянку. Но это – не более чем бизнес.

У водителей эвакуаторов есть предписанный план, перевыполнив который они получают премию. Кроме того, как показывает практика, доказать что-либо в случае неправомерной эвакуации практически нереально, ибо сначала владельцу нужно оплатить навязанную ему, по сути, услугу и только потом пытаться восстановить справедливость. Через суд. Учитывая, что тариф варьируется в диапазоне от 300 до 7000 рублей (плюс 1000 рублей за хранение машины на спецстоянке, начиная со вторых суток), а жаловаться в храм Фемиды идет лишь один из десяти пострадавших, прибыльность проекта сомнений не вызывает.

Подобные методы, правда, менее дорогостоящие, применяются и в других городах. Дошло до того, что многие не желающие платить за стоянку или оставляющую машину в запрещенном месте приковывают машину цепью к заборам, паркуются бампер в бампер или ставят на багажник на крыше велосипеды, чтобы эвакуаторы не могли забрать автомобиль.

А власти Москвы, тем временем, в очередной раз (и, похоже, уже серьезно) задумались о взимании платы еще и за сам факт въезда в центр города, стремясь догнать и перегнать не только соотечественников, но и западных коллег. уже Готов подхватить эту инициативу и Санкт-Петербург, хотя там дело даже до платной парковки толком не дошло.