Зачем ГАИ возвращает старые штрафы

Вторая декада сентября «порадовала» российских автомобилистов сразу двумя новостями: грядущим возвращением штрафа за превышение скорости на 10 км/ч, а также передачей камер видеофиксации в частные руки. И ничего хорошего ни одна из них не сулит.

Зря мы все время подозреваем государство в том, что оно видит в своих гражданах лишь желание пополнить бюджет, а для этого придумывает различные наказания, штрафы и прочие транспортные налоги. Напротив, власти готовы развивать малый бизнес в стране и даже отказываться от бюджетных поступлений ради предпринимателей.

Так, Госдума и Совет федерации представили законопроект, согласно которому регионы могут получить возможность устанавливать камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД на деньги инвесторов. С одной стороны, это способно компенсировать дефицит бюджета, а с другой – «частные» камеры будут окупаться для инвесторов за счет собранных с водителей штрафов. Установка камер будет происходить по той же схеме, по которой строятся платные дороги: инвестор финансирует проект, а затем обслуживает дорогу и компенсирует инвестиции, собирая плату за проезд. С третьей стороны, увеличение числа камер усилит сдерживающий фактор для желающих превысить скорость или совершить другое дорожное правонарушение.

У авторов законопроекта есть опасения, что подобный бизнес может оказаться трудно прогнозируемым, так как со временем водители запоминает места установки камер и нарушают меньше, но они уверены, что все это можно просчитать. Сразу же возникает противоречие между предназначением камер. Формально они должны приучить водителей соблюдать ПДД. Однако реальная цель любого инвестора куда прозаичнее – заработать денег. А это значит, чем больше нарушений он зафиксирует, тем лучше.

В любом нормальном обществе это называется конфликтом интересов. Обычно его принято избегать, поскольку любой подобный вид бизнеса банально провоцирует предпринимателя на незначительные, казалось бы, подтасовки, на самом деле сулящие ему просто гигантские барыши. В итоге же, созданная для контроля пеницитарная система превращается в инструмент для пополнения бюджета, полностью дискредитируя первоначальную идею.

К примеру, так случилось в Англии, где власти некоторое время назад запустили на городские улицы машины, оснащенные системами скрытого наблюдения. Единственной их задачей был контроль за исполнением правил парковки. Однако в начале текущего года проект был закрыт. Выяснилось, что с помощью этих машин муниципалитеты занимались отнюдь не профилактикой нарушений, а заполнением финансовых дыр в местных бюджетах. Учитывая, как «работают» подобные системы в нашей стране (говорят, что парконы уже и движущиеся автомобили умудряются «обилечивать»), проблем со сбором средств и окупаемостью у нового проекта не появится в принципе. Даже несмотря на то, что УК трактует подобные деяния, как мошенничество, причем, в особо крупных размерах.

В конце концов, абы кого до новой «кормушки» просто не допустят. Только своих, проверенных, и желательно из числа довольно близких родственников, которых будет проще контролировать. Официально же проверять их будут те, кто данный законопроект инициировал...

Впрочем, это не все. МВД тоже отломит свой кусок автомобильного пирога. А заодно и депутатам поможет. Помните минимальный порог превышения скорости? Плюс 20 км/ч? Скоро его сократят вдвое, вернув, так сказать, к номиналу – МВД опубликовало соответствующий законопроект, предварительно заручившись поддержкой московских властей. Иными словами, это дело уже можно считать решенным.

Напомним, что порог был увеличен вдвое в связи с массовым внедрением камер автоматической фиксации нарушений. Поскольку те обладают определенной погрешностью (которую, опять же, можно немного подправить, чем частники, наверняка, и займутся), депутаты оперативно приняли «плюс 20», попутно повысив минимальный штраф до 500 рублей. Водителей «соломоново решение» устроило, но теперь все возвращается на круги своя.

В частности, в столичном Дептрансе считают, что подобная мера кардинально изменит ситуацию на дорогах, ибо нерадивые автомобилисты, оказывается, и не думают соблюдать ПДД. Там где можно ездить 90 км/ч, едут почти 110 км/ч, вместо 100 км/ч на МКАДе выжимают все 119 км/ч... Это ж сколько денег мимо пролетает? И не надо про аварийность! Все последние инициативы Дептранса направлены лишь на сбор денег для городского бюджета. Кроме того, инициаторы введения новых санкций не удосужились даже статистику подбить.

Примечательно другое. Штраф за «плюс десять» можно было вообще не возвращать. Например, в Татарстане скоростной лимит на федеральной трассе М7 снизили до 70 км/ч, приведя его таким образом в «норму» – к 90 км/ч. Такие же права есть у всех регионов. Власти Москвы буквально месяц назад выносили на обсуждение столичных жителей законопроект о снижении разрешенной скорости в центре города с 60 до 40 км/ч.

Какой будет санкция, если превышение на 20 км/ч снова станет караемым нарушением, пока не ясно. Минимальный штраф сегодня составляет 500 рублей, но это не значит, что он таким и останется..

Кстати, раз уж на то пошло, инструмент, с помощью которого можно привлечь к ответственности превышающего скорость водителя, у ГИБДД оставался всегда – несоблюдение требований знака 3.24... Но у современных гаишников на такое не хватит ни подготовки, ни, увы, интеллекта.