Возвращение джедая

Дуэт McLaren-Honda в промежуток с 1988 по 1992 годы выиграл восемь чемпионатов мира и 44 гонки, заняв при этом 53 поул-позиции — в мировом автоспорте никогда прежде не было подобного доминирования. И вот уже в следующем сезоне команда и ее поставщик силовых установок, как сейчас правильно говорить, возвращается в «королевские гонки».

Японская компания имеет богатую и авторитетную историю в «Формуле-1», в прошлом выиграв большое количество гонок в качестве поставщика моторов. Но в следующем году McLaren и Honda, доминировавшие в конце 80-х — начале 90-х, вновь сформируют единую команду, чтобы бросить вызов неугомонным немцам из Mercedes. Думаю, что от возвращения «старого нового» производителя никто не останется в накладе — ни, собственно, «формульная жизнь», ни мы с вами, зрители. Ведь, как ни крути, но именно высокие технологии «королевских гонок» превносят все те новинки, что спустя некоторое время мы видим в обычный серийных авто.

— Без гонок нет самой компании Honda», — говорит ее основатель Соитиро Хонда. — Я твердо убежден, что автоспорт является настоящим полигоном для инженеров и техников и, кроме того, сплачивает коллектив всей корпорации. Вот почему именно гонки всегда были так важны для нас, продолжая вдохновлять и делать новые открытия для улучшения уже существующих технологий...

В этих словам чувствуется дух кайдзен, не находите?

Гоночная авантюра

Первое пришествие Honda в «Формулу-1» состоялось в 1964 году, спустя всего два года после появления первого автомобиля марки. Для того времени это был довольно смелый шаг: «фишка» заключалась в том, что компания представила не просто конструктор «собери сам», а полностью готовый боевой болид. И, не поверите, подобный подход (который, к слову сказать, в наше время реализуют лишь заводские «конюшни») принес японцам успех уже на второй год выступлений — в 1965 году первое место на подиуме занимает пилот Ричи Гинтер. Конечно, нельзя сказать, что в те годы японская компания доминировала во всех гонках, но это никак не умаляет ее стремления достичь новых вершин в автоспорте. Но, несмотря на это, Honda все же уходит из гонок в 1968 году после гибели Жо Шлессера на Гран-при Франции.

Золотая эра 

Но дух соперничества не покидает компанию, и после долго перерыва, в 1983 году, она возвращается, как поставщик моторов «формульной» команды Spirit (по слухам, лишь для обкатки технологий с прицелом на следующий сезон), а год спустя — и знаменитой Willams. И в 1986 году команда Williams-Honda выигрывает девять гонок и Кубок конструкторов, а год спустя повторяет успех и в лице Нельсона Пике становится чемпионом также и в личном зачете. В 1986 году Honda, в партнерстве с McLaren, строит, пожалуй, самый удачный болид всех времен — знаменитый McLaren-Honda MP4/4. Невероятно, но факт остается фактом: машина приехала первой в 15 гонках из 16 возможных, проведенных в том сезоне. Пилотировали болиды не менее легендарные Айртон Сенна и Ален Прост.

Неизвестное завтра

С изменением технического регламента, в сезоне 2014 года используются 1,5-литровые «наддувные» силовые установки, а не обычные моторы, наподобие тех, что стоят в обычных, дорожных автомобилях. И плюс еще система KERS, которая аккумулирует энергию при торможении, а затем использует ее для «питания» электродвигателя, таким образом повышая его мощность и производительность. К слову сказать, подобная конструкция имеет немало общего с «хондовской» системой Integrated Motor Assist (IMA). Что дает это японцам? Тот самый полигон для обкатки новых технологий!

— Я вырос, наблюдая и радуясь победам McLaren-Honda в их лучшие годы, — говорит действующий пилот Дженсон Баттон. — Они уже вписали свое имя в славную история F1. И компания всегда относилась к «Формуле-1» как к платформе для технических инноваций. Будет круто, если они снова продемонстрируют всему миру беспрецедентную инженерную смекалку... …И блеск в его глазах говорит нам, болельщикам, что он сам станет частью новой главы в истории «формульной» Honda.