Концепт-кар: жизнь после шоу

Сегодня концепт-кар купается в лучах прожекторов на международном автошоу, показывая будущее дизайна и технологий марки. А что происходит с прототипами, в которые вложены огромные деньги и труд тысячи человек, после выставок?

Даже шоукары, выполненные из картона и лишенные интерьера, стоят больших денег и значительного количества человекочасов на разработку и создание. Что уж говорить о прототипах, которые становятся прообразом будущих серийных автомобилей, с подробным исполнением деталей и техники, на разработку которых уходит не один год. Концепты, даже признанные неудачными, автопроизводители никогда не утилизируют, ведь они – часть истории марки.

Промотуры

Дебютировав на крупном международном автошоу, концепт-кар еще какое-то время катается по выставкам различного уровня значимости. Сначала по более крупным, а затем появляется на более простых мероприятиях. Как рассказал «Автовзгляду» руководитель российской пресс-службы Skoda Тимур Алиев, у чешской марки такая практика: как только автомобиль, созданный по лекалам прототипа, пошел в серию, концепт-кар по выставкам возить прекращают, чтобы не путать людей.

Директор по коммуникациям компании Citroёn в России Оксана Вершинина пояснила, что в зависимости от того, насколько успешен концепт, и наличия запросов со стороны стран шоукар могут возить по салонам в течение нескольких лет. Например, GT by Citroёn, впервые представленный в Париже в 2008 году, до сих пор красуется на различных стендах.

По словам специалиста по связям с общественностью российского офиса Volvo Екатерины Щербининой, шоукары могут появляться как украшения на различных мероприятиях. Например, потрясающий концепт Volvo Estate, которому серийное будущее не светит (разве что будут воплощены какие-то стилистические идеи), в настоящее время красуется в «спортивной деревне» Volvo Ocean Race в испанском городе Аликанте, посвященной регате Volvo.

Также концепты используются для различных мероприятий, так или иначе связанных с данным прототипом. Например, на презентации модели нового поколения можно увидеть концепт, по которому создавали первую генерацию этой машины.

Запасники и музеи

После мирового турне абсолютное большинство концепт-каров отправляются в депозитарии марки – так называемые запасники, где и хранятся. Туда имеют доступ только сотрудники марки.

Те компании, у которых есть собственные музеи, могут выставлять определенные прототипы с публичным доступом. У марки Opel, например, имеется музей в немецком Рюссельсхайме с периодически обновляемыми экспозициями, а часть исторически важных экспонатов выставляются постоянно. В музее Volvo шоукарам посвящен отдельный зал. У Citroёn есть Консерватория – музей-хранилище старых автомобилей, концептов, спорткаров и пр., где ими могут любоваться посетители.

Дизайн-центры

Дизайнерские фантазии и реальные предсерийные прототипы будущих автомобилей часто попадают в дизайн-центры марки. Их изучают студенты автомобильных вузов, практиканты, а также сотрудники компании при разработке серийных машин.

Как рассказала «АвтоВзгляду» PR-менеджер «SEAT Россия» Галина Фомина, концепты марки используются как наглядное пособие, по которым изучают эволюцию SEAT, мысли и идеи, а также хранятся как воплощение истории марки.

У Skoda также есть образовательные программы, в которых принимают участие бывшие шоукары.

Менеджер по связям с общественностью компании Opel Назели Атабекова рассказала, что концепт-кар Opel Monza, который является прообразом будущего марки аж до 2022 года, в настоящее время находится в дизайн-центре компании и используется как дидактическое пособие – все им любуются и вдохновляются.

В дизайнерских центрах компании Citroёn шоукарам периодически «наводят красоту», проводят ремонтные работы и делают ретушь.

Технические и дизайнерские институты

Иногда концепт-кары могут попасть в институт, специализирующийся ва автомобильной промышленности, чтобы его могли изучать студенты. Однако образовательным учреждениям прототипы дарят редко, так как они являются достоянием марки, причем единственными в своем роде.

Вот что рассказал «АвтовВгляду» заместитель руководителя Дирекции образовательных программ Университета машиностроения (МАМИ) Илья Лепешкин:

— Презентации новых концептов-каров всегда становятся центральным событием любого автошоу. Производители стараются с их помощью продемонстрировать публике новые концепции как в дизайне, так и в конструкции будущих моделей. Для студентов технических вузов концепты служат неким ориентиром – к чему нужно стремиться. Они позволяют быть в курсе грядущих изменений в автомобильной промышленности, и в своих учебных проектах основываться на общеотраслевых тенденциях. К сожалению, открыть доступ студентам к своим концептам автопроизводители не могут – стоимость постройки подобных шоукаров доходит до миллиона долларов, зачастую они существуют в единственных экземплярах. Одним из выходов в данной ситуации является реализация совместных проектов с вузами. В Университете машиностроения (МАМИ) студенты могут проектировать концепт в рамках учебного процесса, начиная с первого эскиза и до итогового производства концептуальной модели для автошоу. Сегодня подобные проекты реализуются с отечественными производителями. Пример – студенческий проект с АВТОВАЗом по дизайну нового автомобиля С-класса, а также отдельные конструкторские проекты с различными автопроизводителями по разработке узлов, агрегатов автомобилей и т.п. Относительно концептов Университета машиностроения – они служат как учебные пособия и выставочные модели. К примеру, Cardi Body регулярно участвуют в автомобильных пробегах, на автошоу, а в этом году этот концепт принимал участие в легендарном ралли классических автомобилей MILLE MIGLIA 2014».

Частные коллекции

Купить концепт-кар практически нереально. И в абсолютном большинстве автомобильных компаний «АвтоВзгляду» сообщили, что прототипы никогда не продаются. Во-первых, это астрономически дорого – единственный в своем роде экземпляр, в разработку которого были вложены огромные суммы, штучная работа. Во-вторых, на прототипах практически невозможно ездить – они обычно не на ходу, кнопочки не работают. А если и способны сами передвигаться, то не соответствуют нормам безопасности, и управлять ими нельзя в любом случае.