11742

Кто расплачивается за госсубсидии автопрому

Почему потребители вынуждены платить за государственную поддержку частных автопроизводителей
Правительство РФ в очередной раз выделит на поддержку и развитие автопредприятий миллиарды рублей. Но ведь за такую «благотворительность» расплачивается конечный потребитель, платя за автомобиль по несколько раз.
Поделиться
Изображение Кто расплачивается за госсубсидии автопрому

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект, предполагающий частичное возмещение российским автомобильным компаниям затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в период с 2009 по 2014 год, то есть за пять последних лет. И Правительство РФ поддержало это предложение. Таким образом, всего в 2014 году планируется выделить из федерального бюджета на помощь автопроизводству 5,306 млрд. рублей, в 2015 году – 6,875 млрд. рублей, в 2016 году – 5,2 млрд. рублей, а в 2017 году – 4,744 млрд. рублей. То есть более 22 млрд, рублей, если инвестиции не будут скорректированы.

Деньги на долги

Начиная с экономического кризиса, разразившегося в 2008 году, государство постоянно помогает автомобильным компаниям расплачиваться с долгами. Так, еще в 2011 году автопроизодителям, работающим в России, компенсировали до 90%(!) выплат процентов по кредитам, которые компании взяли в 2009-2010 годах. Позже из государственного бюджета были выделены средства на погашение процентов по долгам автокомпаний, привлеченных в 2011-2013 годах. Теперь государство будет выплачивать за автокомпании проценты по кредитам, взятым в 2014-м— на это в текущем году уже было потрачено 4,2 млрд. рублей. Всего же в этом году автомобильные компании намерены использовать до 73 млрд. заемных рублей, часть процентов по которым будет погашать государство. К тому же в 2014 году получить субсидии будет значительно проще, так как минимизирован пакет необходимых документов.

Данные заемные средства, часть которых выплачивает государство, автокомпании используют не для поддержки покупателей, а для собственного развития. Деньги идут на реализацию инвестиционных проектов и модернизацию производства, а также на сохранение рабочих мест на заводах и смежных производствах.

Деньги на развитие

И субсидиями на погашение долгов дело не ограничивается. На развитие отечественного автопрома также выделяются деньги из госбюджета. До конца 2016 года планируется потратить 270 млрд. рублей: в 2014 году – 84,3 млрд., в 2015 – 90,1 млрд., в 2016 году – 96,6 млрд. Наибольшая сумма из этих денег будет выделена на содержание рабочих мест — 162,4 млрд. (до 90% всех затрат на заработную плату и единый социальны налог), на поддержку гарантийных обязательств автомобилей экологического стандарта «Евро-4» и «Евро-5» пойдут 81,2 млрд., компенсация энергозатрат составит 19 млрд. Непосредственно на разработки выделят 8,1 млрд рублей.

И выясняется еще один интересный, но скрытый момент: негласная государственная поддержка банков. Так как часть средств на развитие автопром берет в кредит у этих финансовых учреждений, проценты по займу затем компенсирует государство!

То есть, по гамбургскому счету, казна выделяет значительные средства на само собой разумеющуюся работу частных предприятий — в данном случае автомобильных: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), выпуск автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5», использование энергоресурсов и содержание рабочих мест. А средства берутся откуда? Из бюджета. Таким образом, развитие автомобильных компаний оплачивает налогоплательщик, который потом тратит собственные же деньги на приобретение нового — причем подорожавшего — автомобиля.

При этом Минпромторг еще в 2013 году пояснял, что субсидии должны стимулировать разработку экологичных автомобилей (привет, гибридная и никому в России не нужная LADA Granta) . Напомним, схожая поддержка американского концерна General Motors американским же правительством в 2008 году ни к чему, кроме трат, не привела.

Деньги на утилизацию

Программа утилизации тоже помогает автопрому. Автопроизводители за счет предоставления покупателю скидки при покупке новой машины взамен старого автомобиля увеличивают объемы продаж. А за скидки расплачивается государство, по сути — тот же потребитель, мы с вами! Только в 2014 году на программу утилизации, от которой правительство долго отнекивалось в связи с «нехваткой средств», уже было выделено 10 млрд. рублей. Причем производители уверены в продлении господдержки и выделении дополнительных средств — АВТОВАЗ и Nissan уже продлили свои программы. Выигрывает ли покупатель? Да, он получает скидку при покупке (если сдает старую машину), но в дальнейшем заплатит втридорога — за подорожавший бензин, выросшую стоимость обслуживания машины из-за ослабления рубля, поднявшуюся в цене страховку.

Впервые Минпромторг предложил программу утилизации как антикризисную для автопрома меру в марте 2010 года. Изначально на программу выделили 10 млрд. рублей (такая же сумма, как в нынешнем году), однако из-за неоднократных продлений в итоге дошло до 30 млрд. Причем скидки распространялись только на автомобили для физлиц. Тогда больше всех выиграл АВТОВАЗ. Сейчас же скидки дают и физическим, и юридическим лицам — в размере 50 000 рублей при покупке легковой машины со сдачей старой в утиль, 40 000 рублей — по системе трейд-ин, на внедорожники — 90 000 и 75 000 рублей соответственно, на легкий коммерческий транспорт — 120 000 и 100 000 рублей, на среднетоннажные грузовики — 200 000 и 165 000 рублей, а также на тяжелые грузовики— 350 000 и 300 000 рублей соответственно.

Деньги на доставку

В 2009 году была введена программа государственного субсидирования транспортировки автомобилей на Дальний Восток, которая для автопроизводителей стала бесплатной. С 1 января 2011 года государство также взяло на себя оплату железнодорожной доставки автомобилей с Дальнего Востока в другие регионы страны, компенсируя затраты на перевозки РЖД. Единственное условие для бесплатной перевозки — местная сборка.

В 2011 году на субсидирование железнодорожных перевозок был выделен 1 млрд. рублей. А в апреле 2010 году компания Sollers получила 500 000 рублей на транспортировку автомобилей SsangYong, произведенных в дальневосточном регионе. В 2013 году на транспортировку дальневосточных автомобилей в центральные регионы было выделено 4,9 млрд. рублей (изначально предполагалось 3 млрд.), а в 2014-2015 гг планируется потратить 6,5 млрд. рублей.

Деньги на кредиты

А вот программу льготного автокредитования, по которой на приобретение транспортного средства можно взять заем со сниженной процентной ставкой, от чего выигрывал и потребитель, свернули раньше срока. Официальная причина — банки исчерпали лимит субсидий, выделенных на программу.

«Общая сумма компенсаций по льготной программе кредитования на три года сократилась в 2,5 раза: с 13 миллиардов до 5,5 миллиарда рублей. По этой причине сроки программы льготного кредитования могут также сократиться. Однако уже запланированные средства уменьшены не будут», — сообщили в Минпромторге.

Напомним, программа льготного автокредитования впервые была запущена в 2009 году – опять же для минимизирования последствий финансового кризиса. Получить кредит со сниженной процентной ставкой можно было при покупке автомобиля российской сборки стоимостью до 350 000 рублей (в 2009 году таких машин еще было немало) при первоначальном взносе не менее чем 30% от цены автомобиля.

1 июля 2013 года программа льготного автокредитования была возобновлена на новых условиях — она распространялась уже на автомобили стоимостью до 750 000 рублей (первый взнос — не менее 15% от цены машины).

…И что же мы имеем в итоге? Государство изо всех сил за наш с вами счет поддерживает частные автопроизводства (казенных предприятий в российском автопроме не осталось), которые затем повышают цену на свой конечный продукт. И при этом никак не ограничивает алчность автостроителей, бросая гражданам кость в виде льготного автокредитования. Схема более, чем странная, если не сказать — коррупционноемкая.