18432

На полноприводных «Соболях» вокруг Иссык-Куля

Средняя Азия - рай для автотуриста даже зимой. И пусть тамошние дороги по большей части сомнительны, а гаишники - не в меру жадны, но и они не испортят вам отдых. Если знать некоторые особенности местной езды, о которых мы вам расскажем.
Изображение На полноприводных «Соболях» вокруг Иссык-Куля

Каждая экспедиция – это не только проверка на выносливость автомобилей и участников, это в первую очередь весьма специфический быт, сильно отличающийся от привычных домашних условий. Посему, когда наша экспедиция под руководством известного путешественника Валентина Ефремова на двух полноприводных «Соболях» отправилась покорять просторы Средней Азии к берегам сказочного Иссык-Куля, то первый день пути был «разминочным»: участники привыкали друг к другу и к автомобилям.

С Валентином Ефремовым я отправился в путь уже второй раз: весной мы на таких же полноприводных «Соболях» покоряли другую отдаленную точку страны – дальнее якутское поселение Оймякон. Мы протестировали самые опасные дороги страны – трассы «Лена» и «Колыма». В этот раз нам пришлось познакомиться с обледенелыми степными дорогами Казахстана и такими же скользкими горными дорогами. Посему начну рассказ с наших автомобилей, на которых я странствую уже не первый год. Более удобной по комфорту и практичности машины для экспедиции я не знаю. Под комфортом я подразумеваю не многочисленные «цацки» и гаджеты, а элементарное удобство. А под практичностью – легкость в ремонте и доступность запчастей. На этот раз мне впервые пришлось осваивать технику езды с тяжелым двухосным прицепом, в котором находился знаменитый воздушный шар «Святая Русь», достигший Северного полюса, и походный скарб. Поначалу с прицепом ехать непривычно, особенно по гололеду, но потом привыкаешь. Главное – увеличивать радиус поворота или разворота автомобиля, рассчитывать тормозной путь на трехкратное увеличение и больше работать рулем. С ГУРом это гораздо проще. Есть и особенная схема движения задом – руль нужно выкручивать в противоположном направлении от направления движения и «ловить» массивный прицеп. Практические занятия в автошколе этому быстро не научат, а вот интенсивный темп передвижения экспедиции – самое то. Кстати, полноприводные «Соболи» в этом отношении более чем удобный буксир: включаемый полный привод на скользкой дороге позволяет лучше удерживать буйный нрав прицепа.

С комфортом по обледенелым степям

Про салон и багажник «Соболя» можно слагать оды. Три человека легко помещаются в салоне, причем не только во время движения, но и на привалах и ночевках. Если ехать вдвоем – то вообще оказываешься в вагоне СВ. Со своим ростом метр восемьдесят я легко располагаюсь на ночь на переднем или заднем сиденье. Плюс – большая подушка под голову. Для ночевки втроем освобождается пол пассажирского отсека – благо, багажник позволяет. Остается положить только пенку и спальник. Идеальный вариант – сделать в багажнике полку, разделив на две части. Тогда можно поместить все что угодно. Например, как не привезти из Средней Азии ковры и ящик дешевого (по 200 рублей), но мягкого и вкуснейшего казахского коньяка? Плюс к тому – даже на ходу можно перелазить из пассажирского в водительский отсек и наоборот. При нулевой температуре в салоне «Соболя» обогрев можно не включать – спальников вполне достаточно. А вот когда мы прибыли в степной Казахстан и заночевали у Петропавловска, ударил 30-градусный мороз. Без отопителя салона тут никак! И это гораздо практичнее, чем после утомительного дня пути возиться на морозе с палаткой – можно элементарно ободрать ногти и отморозить пальцы. А немецкая система прогрева двигателя позволяет заводиться в любую погоду. Так что «морозных манипуляций» с автомобилем, типа беготни с паяльной лампой и прикуривания, мы избежали.

Кстати, о паяльных лампах. Их в изобилии продается на перевалах через Урал вместе с разнообразными сувенирами. Именно по той причине, что погода здесь гораздо суровее, чем на равнине. Это удивительная картина «белого безмолвия». Здесь все покрыто инеем – деревья, дорога, знаки, столбы. Даже заиндевелая телевышка, возвышающаяся над тайгой, не кажется инородным телом. Разнообразие в эту картину вносят только дорожники со швабрами с длиннющими ручками. Ими они счищают иней с дорожных указателей. У торговых точек на трассе обратил внимание на висящие повсюду объявления для дальнобойщиков. Их всего два вида: эвакуаторы и вооруженное сопровождение грузов. Из разговоров с дальнобойщиками выяснилось, что в этих краях «братки» сохранились до сих пор. Да и охрана представляет из себя таких же братков, только в форме и с законными «стволами». Также здесь вовсю «шакалят» стражи дорог. Они охотятся чуть ли не на каждом повороте обледенелой горной дороги.

Теперь о технологии езды по горам. С тяжелым прицепом «Соболь» не так резв. Все-таки дизельного «Каминса» объемом 2,8 литра не хватает на подъемах. Но спуск по гололеду – еще более утомительное занятие. Я для себя вывел три правила: ехать на пониженной передаче, только полный привод, и не прижиматься к впереди идущей машине: на спуске тормозной путь увеличивается не втрое, а в разы. Тормозить следует двигателем – тормозные диски и колодки на таких участках сильно перегреваются и тормоза могут вообще отказать! Впоследствии эти правила пригодились на горных дорогах вокруг Иссык-Куля.

Теперь немного о водительской психологии. И в Казахстане, и в Кыргызстане свои эмоции водители выражают исключительно звуковым сигналом. И положительные, и отрицательные. Посему два «Соболя» экспедиции перемещались под дружные звуки клаксонов проезжавших мимо автомобилей. Люди здесь гораздо приветливее, чем в России. Когда мы останавливались, многие автомобилисты вставали тоже, чтобы просто пожать нам руку или перекинуться парой слов. Чего нельзя сказать о стражах дорог. Их жадность не имеет пределов, но при этом служивые отличаются завидной глупостью и их легко запутать. Так, на обратном пути моему напарнику пришлось поневоле завершить обгон после запрещающего знака. И тут как тут – стражи дорог. Разговор пошел о 25 000 рублей. Охмурить стражей дорог получилось за 10 минут рассказов о воздухоплавании, воздушных потоках, торсионных полях, мистических вибрациях и т.д. Правда, с другими этот фокус не прошел – пришлось заплатить штраф за невключенный ближний свет. Спешу заметить, что штрафы для иностранцев и в Казахстане, и в Кыргызстане – просто адские, и лучше ничего не нарушать, а перед поездкой ознакомиться с местными ПДД и свято их соблюдать.

Хайвеи и «катки»

В первый день езды по Казахстану возникает ощущение, что местные дорожники вообще ничего не делают: дороги не чищены и не посыпаны. На некоторых участках – сплошные наледи, через которые машины буквально переваливаются, брать ледяные глыбы высотой сантиметров 20 с разгона – занятие для камикадзе. Относительно ровный режим позволяет держать хорошая «шиповка», которую мы предварительно поставили. Но даже с прицепом приходится именно переваливаться, с завистью глядя на несущуюся впереди капитанскую машину. А вот многочисленные автобусы, направляющиеся в сторону России с толпами гастарбайтеров из соседних республик, движутся со скоростью 20-30 км/ч. Но вина тут не дорожников, а лихих степных ветров, которые сдувают «посыпку» и вновь наваливают на дорогу тонны снега. Посему вокруг дорог стоят снегоулавливатели, которые, увы, мало помогают.

Зато ближе к Астане мы вышли сначала на 4-полостный, а потом 6-полостный хайвей. Который через какое-то время превратился во вполне европейскую платную дорогу до Астаны с терминалами на въезде и выезде. Первое, что на нем поразило – малое количество машин. Отсюда – обледенелые крайние полосы. Все двигались по средней. Тут поневоле вспомнились неустроенные российские однополоски, поток по которым в сотни раз больше. А здесь, даже с тяжеленным прицепом, мы мчались под сотню на круиз-контроле. Для внедорожника «Соболя» это очень удобная опция. Экономия топлива получается раза в полтора. Ближе к Астане дорога становится все лучше и лучше. Полностью освещенная и с идеальным покрытием. А у терминала оплаты на въезде в Астану (по 350 рублей за машину), несмотря на поздний час, все вокруг сияло. Это был отблеск столицы Казахстана. Которая, как оказалось, стоит еще лишь через 20 километров. Кстати, рядом с терминалом оказалась более чем интересная заправка, которые мы впоследствии наблюдали на многих казахских дорогах. На электронном табло указана не только цена того или иного вида топлива и температура воздуха, но в «бегущей строке» написаны страна, город и даже юрлицо, которое это топливо произвело. Так что не надо выяснять, на кого подавать в суд за некачественный бензин! Но это оказалось не единственным казахским «чудачеством». Впоследствии из разговоров с казахами выяснилось, что пока пустующий хайвей – масштабный проект Назарбаева строительства трансмагистрали между Россией и Китаем и другими азиатскими странами. Проект обещает принести неслыханные прибыли Казахстану и его жителям.

Про Астану стоит сказать особо. Когда мы пробирались через утреннюю пробку в направлении Караганды, лицезрели настоящее буйство архитектуры. Плавность линий огромных мечетей сочетается с изломанными линиями находящихся тут же небоскребов. Я поневоле вспомнил прошлогоднюю командировку в Чечню и понял, что «Грозный-Сити» – это только похвальба и фарс Рамзана Кадырова. Казахский лидер его давно перегнал! Есть и совсем грандиозные авангардные сооружения типа « дом- юрта» и «дом-шапка». Последнее представляет собой конусообразное сооружение со скошенным центром наклона. Очень хотелось попасть внутрь, но нельзя – надо спешить насладиться другими сооружениями. Самым запоминающимся стало вполне викторианское здание посольства США с развевающимся американским флагом. Вот вам и олицетворение «развитого капитализма».

Кстати, дороги по бескрайним просторам Казахстана поражают огромным количеством лис и зайцев. Посреди темной морозной ночи они выскакивают прямо под колеса. Увернуться от них на ледяной дороге сложно, да и опасно. Один раз припорошенная инеем плутовка что-то поедала прямо посреди дороги. И увидев нас, несмотря на звуковой сигнал, ринулась прямо под колеса. Да и по зимней окраске она фактически сливается с заснеженным дорожным покрытием. В другой раз более настойчивым бибиканьем мы спасли жизнь недотепе зайцу. Он было ринулся под колеса, но испугавшись звука, еще долго бежал за нами вдоль дороги. В Кыргызстане ту же опасность представляют коровы и лошади. Причем, большую опасность – столкновение с 400-килограммовой тушей без последствий не проходит. И почему-то большинство пастухов предпочитают пасти их вдоль дорог.

Вопрос престижа

Еще немного про автожизнь Казахстана и Кыргызстана. Отличительная черта Средней Азии – обилие «автоантиквариата» в вполне приличном рабочем состоянии. Это не только личный, но и общественный транспорт. Например, в Темиртау рейсовые автобусы – допотопные, но свежепокрашенные ЛАЗы и округлые ПАЗы. А среди грузовиков – ЗиЛ» и «газики». По автопаркам Кыргызстан и Казахстан чем-то похожи, а в чем-то сильно отличаются. В обеих странах можно встретить «Запорожцы» и «копейки». Также популярностью до сих пользуются «Москвич-412». Но есть и коренное различие: Кыргызстан категорически не признает новинок российского автопрома. А вот казахи охотно покупают «Гранты» и «Приоры». Единственное, что они категорически не приемлют, это «Калины». Я долго бился над этой загадкой, пока знакомый казах не пояснил, что «на «Калине» катался Путин, а Назарбаев не катался. Поэтому мало ли чего?!». Не чужды казахам и современные рейсовые автобусы ЛиАЗы.

Но самое популярное авто в умах жителей обеих бывших республик, это «Лексус». Причем чем он больше, тем круче! Есть женский и мужской варианты. В последнем случае должна быть более массивная модель. Но это для городской элиты. А сельское начальство предпочитает ездить на практичных праворульках Honda CR-V. В Казахстане престижным авто считается «Лендкрузер». Главное, чтобы он также был большой и черный. А настоящей народной любовью пользуется Mercedes. Когда-то они занимали нишу «Лексусов», но со временем превратились в народную марку – бэушные машины сильно подешевели. И население кинулось скупать 20-летние аппараты – круто же, только по горной дороге к родному кишлаку не всегда доедешь! Хотя за эти же деньги можно купить более практичную и свежую «японку-праворульку». Которые, кстати, также популярны у более здравомыслящих водителей. Как мне пояснили, ездить на малолитражках здесь не престижно, посему, например, практичный Renault Logan здесь не популярен, и к нему не найти запчастей. А к тем же «меринам» их более чем достаточно и по недорогой цене.

Из-за членства в ВТО и из-за низких таможенных пошлин автомобили в Кыргызии гораздо дешевле, чем в РФ. Поэтому большинство фур, идущих на Кыргызстан – автоперевозчики. Поскольку из-за таможенной политики автомобили здесь действительно дешевые, из Европы они идут через Литву, а из Японии – через Китай. Например, тот же Lexus 2008-2010 годов – 15 000 долларов. Причем, курс «бакса» так не растет, как у нас. Но из-за международных коллизий машины, купленные в Кыргызстане, год нельзя продавать и перегонять в Россию. Посему следует иметь знакомого кыргыза, подержать у него год авто, а потом перегнать машину. Сейчас прогнозируется, что после вступления в Таможенный союз налог сильно увеличится и пошлины сравняются с российскими. Так что единственный вариант – ездить по России с кыргызскими номерами.

Азиатская Швейцария

Именно так называют горный Кыргызстан из-за положения на берегах сказочного Иссык-Куля. Не побоюсь громких заявлений, это рай для пейзажиста и фотографа. И для автотуриста, и для путешественника. Можно остановиться в любом месте на берегу и наслаждаться удивительными видами. Тем более что вокруг озера проходит вполне нормальная автодорога. Я бы посоветовал не торопиться и больше внимания уделить северному берегу. Он более разнообразен по ландшафту, и здесь находятся знаменитые горячие источники. Которые реанимируют уставшего водителя за 20 минут пребывания в каменном бассейне. И, естественно, каждый уважающий себя путешественник должен побывать в музее Пржевальского в Караколе – месте, где, возвращаясь из последней экспедиции, умер великий путешественник. Музей находится на самой высокой точке побережья Иссык- Куля, откуда открывается удивительный вид на озеро.

Отдельно хочется рассказать о восточном гостеприимстве. Его мы испытали во всей красе, когда побывали на восточной трапезе – дастархане. В нашу честь в огромном котле сварили барана. Его поедают в три этапа. Сначала плов, потом бульон с мясом, а в финале – бишбармак (мелко нарубленное мясо с лапшой). Каждый этап начинается с рюмки горячительного и прерывается чаепитием. Кстати, алкоголь на Востоке на стол не ставят. Его подносят уже разлитым родственники хозяина или слуги. Заканчивается трапеза благодарностью Всевышнему за пищу. После соответствующих слов хозяина нужно провести ладонями от лица к животу. А в самом конце младший сын хозяина обходит гостей с кувшином теплой воды и тазом – все должны помыть руки. Длится такое застолье минимум пять часов. Что-то недоесть нельзя – это обидит хозяев. Зато потом пару дней можно вообще не есть.

Другая экзотическая достопримечательность Кыргызстана – рынок Дордой на окраине Бишкека. Поскольку наш приезд совпал с резким похолоданием, городские дороги сильно обледенели. И несмотря на то, что их посыпают, аварийность была жуткой – из-за постоянной теплой погоды «шиповка» здесь не в почете. Все ездят на летней. Дордой – это целый город из поставленных друг на друга железнодорожных контейнеров, с километровыми «улицами»-торговыми рядами. Лавировать на машине по этим узким улочкам – сущее наказание. Тем более когда приходится постоянно уворачиваться от несущихся на тебя непереобутых авто. Да и на шипах все равно заносит!

Домой!

Въехали в Курганскую область, дорога стала совсем убитой. Тот же гололед и бесконечная череда аварий – одна, другая, третья. Один раз мы наблюдали, как машину заносило на небольшой скорости и она вылетела на встречку. Прямо под колеса джипа. И трупы в пластиковых мешках на обочине. У нас в багажнике лежал вышеупомянутый коньяк, и почему-то хотелось выпить за упокой тех, кто разбился только из-за того, что кто-то растащил дорожные деньги. Люди погибли не на войне, не от стихийного бедствия, а от банальной человеческой жадности. И так продолжается каждый день на дорогах огромной страны. А ты в это время судорожно вцепился в баранку и каждую минуту прогоняешь в голове мысль, что ни в коем случае нельзя трогать педаль тормоза. До Ульяновска осталось километров 30, когда гайцы неожиданно бросились с обочины за кем-то в погоню. С включенной мигалкой, но без сирены. На узкой ледяной дороге прицеп крутит, вот и не смогли их пропустить... Шедший за нами командирский экипаж орал по рации: «Пропустите их, а то «накрячат!», но это было нереально. А вот «накрячили» нас вполне реально, и моему напарнику из Москвы, который сидел за рулем, придется идти на «разбор». «Мыслеформа!» – философски заявил мой мистически настроенный напарник из Ульяновска. Мы поняли, что уже дома – в не менее мистической и загадочной России.