Будем ездить на «американцах»?

Несмотря на санкции, в новом году на дорогах России ожидается прибавление американских авто, считает первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей ТУЗОВ.

Мировая экономика продолжает испытывать российскую на прочность – к введению санкций западных стран и ослаблению курса рубля добавилось снижение мировых цен на нефть. Кто проиграет, а кто выиграет в этой ситуации? Что произойдет с промышленностью в целом и автопроизводством в частности? Насколько вырастут цены на авто в России? Эти вопросы волнуют сегодня большинство россиян, им еющих или задумывающихся о покупке своего «железного коня». На мировых товарных рынках нефть марки Brent стоит ниже 70 долларов за баррель. Вслед за ценами на нефть упала стоимость топлива на автозаправках Польши, Германии, Великобритании и США. Цена на бензин на внутреннем рынке США колеблется в пределах 2,90-3,30 доллара за галлон (3,75 литра) бензина. Таким образом, стоимость одного литра бензина в Америке — около 47 рублей. Американские аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен на топливо в США, хотя и не пропорционально нефтяным котировкам, потому что цена на бензин и дизельное топливо формируется из стоимости сырой нефти, налогов и спроса на него. Низкие цены на энергоресурсы в свою очередь способствуют восстановлению промышленности в США — многие американские компании наращивают производство как в развивающихся странах, так и у себя на родине.

В России складывается обратная ситуация — цена топлива продолжает расти. Средняя стоимость литра Аи-92 достигла 32,18 рубля, Аи-95 — 35,94 рубля, дизтоплива — 33,85 рубля. Основная причина роста цен на топливном рынке России — налоговая политика государства. Весной этого года правительство страны объявило «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, который предусматривает ступенчатое снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Доля этого налога в цене бензина в последние годы неуклонно увеличивается, и если пять лет назад она находилась на отметке 15%, то сейчас составляет около 20%. Нефтяные компании пытаются компенсировать выпадающие доходы на внешнем рынке путем повышения цен на внутреннем рынке автомобильного топлива. При этом падение цен на нефть на мировых биржах не сдерживает, а напротив — стимулирует этот процесс. Правительство препятствовать росту цен на АЗС не намерено: бензиновые акцизы и НДПИ помогают стабильному пополнению госбюджета.

Низкие цены на бензин и традиционные сезонные распродажи в конце года, по иронии, совпавшие с «черной пятницей», стали причиной роста продаж автомобилей в США в минувшем месяце. По разным оценкам в ноябре автопродажи в США выросли приблизительно на 5% в сравнении с тем же периодом прошлого года, до 1,26 миллионов автомобилей. В 2015 году продажи автомобилей достигнут 16,8 миллионов в год.

Что в это время происходит на российском автомобильном рынке? По данным Комитета автопроизводителей, в январе-ноябре 2014 года отечественный авторынок снизился на 1,1%, или на 2620 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году было продано всего 2 220 751 автомобиль, в то время как в США аналитики прогнозируют объем продаж к концу года более 16 миллионов единиц. Итоги автопродаж в октябре-ноябре выглядят намного лучше, по сравнению с предыдущими месяцами. Основной причиной спроса на автомобили является резкое ослабление курса рубля. Утверждать, что дальнейшее падение курса рубля будет стимулировать рост продаж авто в РФ, преждевременно и ничем не обоснованно. Рассматривая структуру реализованных авто, необходимо отметить заметный рост продаж российского автопрома: например, в ноябре было продано 30 402 автомобилей марки LADA, что составило 13,3% от всех продаж на российском авторынке. Сказывается действие эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи российского автопрома, в то время как само производство легковых автомобилей в России за 10 месяцев 2014 г. снизилось на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,4 млн. штук (по данным Федеральной службы государственной статистики России (Росстат).

Подводя итог, можно сказать, что динамика автопродаж в США положительна и прогноз на дальнейший рост вполне оправдан на фоне снижения котировок на нефть. К сожалению, нельзя сказать то же самое о российском авторынке — здесь ситуация продолжает оставаться неопределенной. Не стоит забывать и о том, что уровень продаж автомобилей напрямую сказывается на динамике производства. Из этого можно делать выводы, что в то время, как в России некоторые производители (как отечественные, так и иностранные концерны, собирающие автомобили на территории РФ) приостанавливают работу заводов и сокращают объемы выпускаемой продукции, американский автопром будет расширяться. С ростом производства автомобилей в США вполне ожидаемо снижение их себестоимости и маржи производителей. А значит, возможно, цены на «американцев» или на лицензионные сборки «американцев» в Европе снизятся. С увеличением объемов производства будет расти и экспорт транспортных средств из США. Но, учитывая текущую политическую ситуацию в мире и западные санкции, возникает вопрос — коснется ли российских потребителей снижение стоимости американских авто? Как это отразится на нашей стране, говорить пока рано, но лично я не исключаю, что в 2015-16 годах на дорогах России заметно прибавится новеньких Cadillac, Dodge, Chrysler, а может даже Lincoln и Pontiac, собранных, например, в одной из стран СНГ или ввезенных через страну-участника Таможенного союза.

Записал Михаил Ростарчук