Авторынок России рухнет вслед за рынком автокредитования

Наш прогноз роста стоимости автокредитования, данный сразу после того как Центробанк резко увеличил ключевую ставку до 17,5%, полностью подтверждается. Это уже начинает оборачивается катастрофическими последствиями для российского авторынка.

Когда в середине декабря Центробанк судорожно поднял ключевую ставку до 17,5% годовых умные люди все поняли и рванули в автосалоны срочно оформлять кредиты на покупку машин. В течение нескольких дней многим из них это удалось. А потом машины в автосалонах физически закончились, а банки пересмотрели свое отношение к автокредитованию. Кое-кто из них просто решил, что этот бизнес более не интересен. Большинство же подняли ставки по кредитам.

16 декабря, когда Центробанк поднял ставку почти на 8% (до 17,5%) мы предсказали, что ставки по кредитам вырастут, в среднем на 30-50%. Так собственно, и произошло. Процентные ставки банков по программам автокредитования выросли, в среднем по рынку, на 10%. Сейчас заем на покупку машины можно получить в банке под 20-28% годовых. Причем, самые дешевые ставки, как водится, положены лишь в случае первоначального взноса – как минимум 15% стоимости авто. Это что касается новых машин. Кредит на покупку подержанной вам предложат сейчас по еще более драконовским ставкам. Некоторые кредитные организации предлагают желающим «продукты», в договоре которых фигурируют цифры 35-38% годовых.

Понятно, что в условиях упавшего рубля и соответствующим образом выросших ценников в автосалонах ни о каком росте авторынка России в будущем году говорить уже не приходится. Совсем недавно доля кредитных машин в общем объеме продаж пробивала 50-процентный уровень. А с такими ценами на авто, процентами по кредиту и кризисом в экономике надеяться даже на сохранение объемов авторынка, по меньшей мере, смешно. За период январь–ноябрь этого года было продано всего 2,2 млн машин. Это на 11,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. Даже программа утилизации Минпромторга, оперативно введенная осенью этого года, лишь слегка сгладила кривую падения рынка. Когда будет статистически обсчитаны последствия панической скупки машин в декабре, наверняка выяснится, что автопродажи 2014 года были, как минимум, не хуже года 2013. Но праздновать по этому поводу никто не станет: тем сокрушительнее окажется падение в 2015 году.

Похоже, что авторынок ждет повторение ситуации зимы 2008-2009 года. Тогда, напомним, российский авторынок упал почти на 50% – до 1,466 млн проданных за год новых машин.
А на этот раз ситуация, возможно, окажется еще хуже. Ведь нефть по сравнению с тем периодом подешевела изрядно, да и международных санкций из-за украинской ситуации никто против России не вводил пять лет назад.