Путин приказал праздновать юбилей АВТОВАЗа четыре года

Чествование полувекового юбилея флагмана отечественного автопрома ОАО «АВТОВАЗ» растянется на четыре года, что пробьет очередную брешь в бюджетах страны вообще и Самарской области в частности. Каким будет финансовое участие в торжествах иностранных собственников завода, пока не сообщается... Зачем государству тратить миллионы на празднование 50-летия иностранного автозавода, размышляет Сергей АСЛАНЯН

С тех пор, как Россию стал олицетворять двуглавый орел, в стране повелось все делать либо в двух экземплярах, либо со второго раза. Историческая традиция отучила достигать цели с первой попытки и сформулировала уклончивое оправдание: семь раз отмерь, а дальше можно и не резать, хотя один раз все же рекомендуется.

И сегодня мы стараемся не вспоминать, как много упустили, испортили, проиграли, имея традицию вяло получать результат со второй попытки. И пытаемся не обращать внимания на историческую привычку дублирования, в результате которой у нас две столицы, два первых канала телевидения, две одноименные станции метро «Арбатская» и две «Смоленские», а теперь и два юбилея Волжского автозавода.

Примечательно, что первым дважды «поюбилеил» ЗиЛ. В 2011 году он отпраздновал свое 95-летие, взяв за точку отсчета начало документооборота акционерным обществом АМО в 1916 году. А спустя два года отметил 95-летие еще раз, оттолкнувшись от рождения первого автомобиля.

Волжскому дважды автомобильному заводу повезло. АВТОВАЗ давно и неоднократно продан иностранцам, принадлежит французам с японцами, но праздновать два дня рождения приказано России, а заодно паре чиновников: руководителю администрации президента Сергею Иванову и заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу. Было бы странно нарушать традицию дублирования, поэтому вполне логично, что два праздника поручено отметить двум ответственным людям.

Оба раза будут отмечать 50-летие. В нынешнем году нам отпразднуют первый шлепок синей печати на учредительных документах, случившийся в 1966 году. То есть состоится праздник первой бумаги, которая в стране традиционно ценится выше любого реального дела. А праздник первого автомобиля отметят лишь в 2020 году, ведь производство ВАЗ-2101 началось в 1970-м.

Бюджет не разглашается, поскольку сразу возникло неловкое понимание, что завод не только чужой, но и частный, и тратить государственные деньги на его чествование нерационально и отчасти бессовестно. Но уже понятно, что деньги потратят колоссальные. Рабочая группа, сформированная личным распоряжением президента Владимира Путина, принялась трудиться над правительственным постановлением, стремясь «в срок до 1 июля обеспечить разработку и утверждение плана по празднованию 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ».

В план юбилейных мероприятий включены такие загадочные намерения, как «обновление общественного транспорта Самарской области, строительство объектов здравоохранения, реконструкция мест отдыха и спорта, торжественное открытие памятных мест, проведение фестивалей и спортивных мероприятий».

Сергей Иванов, Аркадий Дворкович, Самарская область и представители народа прочей России четыре года подряд будут праздновать 50-летие завода и машины, строя, танцуя, реконструируя и обновляя. Судя по замаху, последствия непременно превзойдут отмечаемые события.