Минтранс рассказал, сколько на самом деле стоят российские дороги

Официальные данные о реальных расценках на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог в России позволят оценить долю откатов в дорожной отрасли.

Доклад Минтранса, описывающий стоимость среднестатистической российской дороги, сделан по данным на конец 2014 года. С тех пор много чего изменилось в курсах российской валюты, однако бетон, песок и асфальт по-прежнему производятся из отечественных «комплектующих». Разве что часть парка строительной техники приезжает к нам из-за рубежа. Так что в первом приближении цифры, указанные в документе Минтранса, можно считать актуальными и на сегодняшний день. Итак, сколько же у нас стоит дорогу построить?

Дороги бывают, как известно, разные. Строительство одного километра одной полосы трассы I категории (скоростная многополосная магистраль с многоуровневыми развязками) равно, в среднем по стране, 77,5 млн. рублей. Это с учетом НДС и затрат на землеотвод. Те же самые погонные метры дорожки IV категории (простая «двухполоска» с перекрестками и светофорами) обойдутся всего в 16 млн. А некая усредненная «дорога России» будет стоить 47,5 млн. рублей за километр одной полосы (км/полоса). Впрочем, как мы понимаем, этот среднестатистический результат настолько так же «интересен», как и данные о средней температуре по больнице, например. Гораздо любопытней тот факт, что реконструировать старую дорогу обходится дороже, нежели построить абсолютно новую.

Реконструировать автобан I категорий стоит почти 90 млн. рублей за км/полосу, а для дорожки IV категории реконструкция обойдется в 17,6 млн. за км/полосу. Примерно столько же стоит капитальный ремонт рассматриваемых типов дорог: по 87 и 24 млн. рублей за км/полосу соответственно. Не менее интересны данные о том, сколько на самом деле тратят всевозможные «автодоры» на содержание условной двухполосной российской дороги.

Оказывается, средняя стоимость «постоянно выполняемых работ по содержанию» 1 км автодороги федерального значения в 2014 году составила 1,4 млн. рублей. На содержание точно такого же километра платной трассы требуется почему-то заметно меньше денег – 1,2 млн. рублей. То есть, примерно по 100 000 руб/км ежемесячно – на уборку от снега, содержание в порядке полотна, знаков-указателей, освещения и т.п. При этом, по данным Минтранса, на содержание среднестатистической региональной или межмуниципальной дороги у нас выделяется 0,248 млн рублей. Что составляет 32,3% от нормативной потребности.