Кому мешают кресты на обочинах

В России в который уже раз за последние пятнадцать лет хотят запретить выкладывать венки и ставить кресты на дорогах в местах ДТП, в которых погибли люди. Очередной такой законопроект в преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, отмечаемого 15 ноября, рассмотрит Госдума с подачи заксобрания Еврейской автономной области и, скорее всего, отклонит. А вот Мосгордума, устами члена комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике г-жи Святенко, эту инициативу готова поддержать.

Мол, чтить умерших надо на кладбищах – и точка. Между тем, традиция устанавливать те или иные памятные знаки на дорогах, где по тем или иным причинам погибли люди, но не были тут похоронены, уходит корнями в глубокую древность и не только российскую (поклонные кресты), но и европейскую (кентонафы).

Правда, в современном мире такая практика получила широчайшее распространение только в России и Болгарии, да еще на Крите нет-нет, да и встретишь на обочине игрушечную церковку размером с кукольный домик, напоминающую о дорожной трагедии, здесь случившейся. В других государствах к увековечиванию памяти жертв ДТП подходят «комплексно» (хотя «отдельные» букетики можно встретить практически в любой стране мира). В Исландии, например, есть один на всю страну мемориал погибшим на дорогах. Памятник всем попавшим под колеса велосипедистам имеется в Праге. В насквозь католической Италии можно встретить довольно много придорожных часовенок, хотя они расположены так, что в глаза абсолютно не бросаются и возводятся, как правило, не в местах конкретных аварий. Кстати, даже в Израиле на одной из дорог установили небольшой монумент в память российских туристов, погибших здесь в крупной автобусной автокатастрофе.