Как водители обманывают страховщиков

Фото insurancehotline.com
Автострахование — самый крупный вид страхования в нашей стране. Поэтому не мудрено, что оно стало благодатной почвой для совершения различных афер. Мошеннические схемы в этой сфере становятся все более виртуозными, нанося страховым компаниям ущерб в размере десятков, а то и сотен миллионов рублей.

Таких преступников можно условно разделить на «бытовиков» и «профессионалов». Первая группа — это чаще всего обычные люди, которые просто-напросто подводят ДТП под страховой случай. Одна из самых распространенных схем — тем или иным способом убедить страховую компанию, что деталь автомобиля была повреждена именно во время аварии, хотя на самом деле водитель ездил с царапиной на двери или с помятым бампером еще до ДТП. Страховщики быстро выводят таких мошенников на чистую воду и отказывают в выплатах.

Второй тип — это мошенники-специалисты, которые готовят преступление заранее и именно «под него» покупают полис. В этом случае появляются довольно изощренные схемы, распознать жульническую суть которых довольно непросто. Несмотря на то, что с 2012 года в УК РФ введена статья о мошенничестве в сфере страхования с максимальным наказанием до десяти лет лишения свободы, преступники продолжают обманывать страховщиков. Вот несколько ярких примеров таких афер.

Фото quotetexas.com

Подделка документов ГИБДД

Двое москвичей купили и зарегистрировали на подставное лицо автомобиль Volvo S60 и застраховали его по КАСКО. Затем мошенники инсценировали несколько страховых случаев с заранее поврежденными кузовными деталями и подделали документы ГИБДД. Сотрудники службы безопасности страховой компании вместе с оперативниками вычислили преступников, и в итоге те получили по полтора года лишения свободы.

Инсценировка угона, чтобы выплатить кредит

Еще одна распространенная схема: водитель прячет где-нибудь автомобиль и заявляет об угоне. Но житель Калужской области даже не потрудился хорошенько скрыть свою машину, а просто загнал ее в собственный гараж — и обратился в полицию. Машина была застрахована по КАСКО, и самое интересное, что вырученные страховые деньги мошенник планировал направить на погашение кредита на покупку того самого автомобиля. Служба безопасности сработала оперативно, и дело закончилось условным сроком и штрафом для горе-комбинатора.

Страховка на сгоревший автомобиль

А вот еще одна интересная история. Однажды на страхование был заявлен автомобиль в отличном состоянии, якобы ввезенный в Россию из США. По запросу в CARFAX (американскую информационную базу по истории транспортных средств) пришел ответ, что данная машина еще в прошлом году сгорела дотла в Миннесоте. В общем, мошенники таким образом пытались легализовать другой, ранее похищенный автомобиль.

«Левая» экспертиза

Техник отдела автоэкспертизы в одной московской организации, занимающейся проведением осмотра машин, подделывал документы о возмещении ущерба и забирал себе страховые суммы по полисам ОСАГО. Организация принимала для осмотра в том числе автомобили, пострадавшие в авариях. Эксперт-техник, имея доступ к информационным базам и к данным клиентов, подделывал документы, проводил фиктивную оценку полученных повреждений, рассчитывал сумму ущерба и отправлял документы в страховую компанию для получения денег по ОСАГО. При обыске у техника обнаружили поддельные доверенности, фальшивые бланки справок ГИБДД и самостоятельно изготовленные печати и штампы. Мошенник получил четыре года условно.

Фото carinsurancecomparison.com

Эти случаи показательны: страховые компании вместе с правоохранительными органами вывели преступников на чистую воду. Но иногда отличить мошенников от добросовестных клиентов практически невозможно. Впрочем, у любого крупного страховщика есть солидная служба безопасности, которую не так-то просто обмануть: сотрудники имеют опыт работы в правоохранительных органах.

— Ни одна страховая компания не избавлена от попыток мошенничеств в виде инсценировок страховых случаев. Чтобы минимизировать риски, мы проводим многоэтапные экспертизы и разнообразные проверки, в том числе с помощью автоматизированной системы противодействия мошенничествам. Она определяет подозрительные договоры и заявления о наступлении событий, имеющих признаки страховых случаев, которые затем проверяются вручную сотрудниками Департамента анализа и защиты информации (ДАиЗИ). При срабатывании системы такие обращения страхователей подробно разбираются и подвергаются тщательной экспертизе, — прокомментировал по просьбе портала «АвтоВзгляд» ситуацию директор Департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» Александр Гуляев. — Специалисты проверяют в том числе и данные из бюро кредитных историй. Например, если у человека много просроченных потребительских кредитов, а он обращается за КАСКО для нового BMW, то это выглядит весьма подозрительно — служба безопасности будет проверять такого клиента с особой тщательностью…

И не надо забывать о том, что постепенно крупнейшие страховые компании объединяют свои базы данных, чтобы в будущем совместными усилиями противодействовать попыткам страхового мошенничества. Более того: если недобросовестный клиент попадет в «черный список» одного страховщика, с большой вероятностью у него будут проблемы с дальнейшим получением страховых полисов по добровольным видам страхования и в других компаниях.