Сколько стоят нано-аккумуляторы для «Жигулей»

Задать напрямую вопросы руководителю любого крупного европейского производственного холдинга даже нашему брату-журналисту удается не всегда. Но в случае со словенским Tovarna Akumulatorskih Baterij (TAB), выпускающим автомобильные аккумуляторы, нам повезло. Во время пресс-тура на один из заводов компании ее генеральный директор Богомир Ауприх нашел время для общения с российскими журналистами.

— Г-н Ауприх, не секрет, что российский рынок для многих западных компаний был и остается весьма важным. Как сегодня позиционирует себя ваша компания в России и каковы ее нынешние успехи в производственном плане?

— Компания TAB всегда рассматривала Россию как стратегически важный рынок. С вашей страной нас связывают не только многостороннее деловое партнерство, но и давние дружеские отношения, которые мы стараемся всячески развивать и поддерживать, невзирая на какие-либо политические или экономические санкции. Кстати, еще со времен СССР, когда АВТОВАЗ выпускал «Жигули», завод TAB уже тогда довольно в большом количестве поставлял на конвейер этого завода свои аккумуляторы марки Vesna.

Сейчас ассортимент продукции значительно расширился и в нем, как вы знаете, присутствуют такие популярные бренды, как TAB и Topla. По объемам поставок в Россию мы уже вышли на четвертое место среди ведущих зарубежных производителей АКБ, причем наша доля на рынке превышает 5%, и это далеко не предел. В ближайших планах компании — довести свою долю до уровня 7−8% и выйти уже в тройку лидеров среди иностранных поставщиков батарей.

— Глобальный экономический кризис затронул все без исключения области автоиндустрии. Как это сказывается на объемах производства аккумуляторов и их продаж?

— Безусловно, сегодня многие предприятия автоиндустрии находятся в непростой экономической ситуации. Продажи автомобилей заметно снизились, что, естественно, в какой-то мере сказывается и на объемах продаж АКБ, поставляемых на конвейеры автосборочных заводов. Однако на вторичном рынке спрос на аккумуляторы если и изменился, то незначительно — их все равно покупали, и будут покупать, так как они имеют определенный ресурс и поэтому их надо периодически менять. Неудивительно, что в России, где счет подержанных машин идет на миллионы, продажи наших батарей не только не уменьшаются, а стабильно растут. Хотя, в целом, российский рынок за последнее время в значительной мере переориентировался на отечественных производителей.

Ежегодно на российский рынок отгружается несколько сот тысяч фирменных аккумуляторов самых разных спецификаций.
Две трети свинца, всего необходимого для производства аккумуляторов, компания ТАВ добывает на собственных заводах по переработке батарей.

— Есть ли у компании какие-то антикризисные программы для российских автомобилистов, например, по снижению цен, по увеличению гарантийного срока на аккумуляторы и т. п.

— Что касается конкретного ценового позиционирования продукции TAB, то на российском рынке мы сегодня наблюдаем довольно необычную ситуацию с ценами на АКБ. Оказывается, словенские аккумуляторы иногда стоят дешевле некоторых российских аналогов, превосходя последние по эксплуатационным показателям. На наш взгляд, это обусловлено несколькими важными факторами. Во-первых, компания существенно снизила расходы на закупку свинца, главной составляющей стартерного аккумулятора, определяющую его конечную стоимость. У нас есть свои заводы по переработке старых батарей, где мы получаем две трети необходимого количества этого металла.

Во-вторых, за последние годы компания провела масштабную модернизацию всех своих предприятий, что позволило сократить производственные издержки, и, тем самым, повысить ценовую привлекательность своей продукции. При этом техническое переоснащение предприятий, проведенное в ходе модернизации, заметно улучшило качественные показатели батарей и их надежность. Итог известен — сегодня некоторые российские дистрибьюторы и импортеры ТАВ, будучи уверенными в надежности словенских аккумуляторов, сами устанавливают на батареи более чем солидный — до четырех лет — гарантийный срок.

— Сегодня в автоиндустрии активно используют продукты и материалы, созданные по нано-технологиям. Ведет ли TAB свои собственные изыскания по «нано-направлениям»?

— Безусловно, такие работы ведутся регулярно, и тому есть вполне объяснимые причины. Судите сами: если рассмотреть конструкцию современного стартерного свинцово-кислотного аккумулятора, то она принципиально не меняется уже многие десятилетия. Поэтому, чтобы повысить эффективность такого источника питания, необходимо создавать новые материалы и способы производства основных элементов батарей — активной массы (пасты), электролита, электродных решеток, пластин, сепараторов… Отмечу, что в настоящее время при их изготовлении на заводах ТАВ уже активно используются компоненты, созданные на основе нано-технологий. В частности, об этом указывает обозначение Nano, которое сегодня можно видеть на этикетках многих батарей ТАВ и Topla. Эффект от применения таких нано-компонентов проявляется в увеличении пускового тока аккумулятора, повышении коррозионной стойкости решеток и их механической прочности, в увеличении срока службы АКБ.

Производственные линии заводов ТАВ оснащены самым современным оборудованием.
Гарантийный срок на фирменные стартерные батареи, который устанавливают региональные дилеры с учетом заводской гарантии, может достигать четырех лет.

— У компании TAB в интернете есть мультиязычный сайт. Планирует ли компания и дальше развивать его, например, в части организации интернет-продаж своей продукции?

— Если речь идет о головном сайте компании, то здесь мы делаем главный упор на информационную составляющую данного интернет-ресурса. На нем вы найдете немало полезной информации, в том числе и по ассортименту продукции. В то же время, учитывая интерес российских автомобилистов к нашим брендам ТАВ и Topla, мы специально для них ведем работы по созданию отдельных русифицированных интернет-площадок: www.tabrussia.ru и www.toplarussia.ru. На сайте будет представлена вся необходимая информация о той продукции, которая поставляется непосредственно на российский рынок. Кроме того, здесь можно будет найти сведения о наших партнерах и региональных торговых точках, в которых можно приобрести те или иные наши аккумуляторы, не опасаясь подделок. Что касается интернет-продаж словенских аккумуляторов в России, то этими вопросами профессионально занимаются наши дистрибьюторы и дилеры. Большинство из этих фирм имеет собственные веб-магазины.

— Один из маркетинговых приемов, которые нередко используют производители автомобильных аккумуляторов, это указание на то, что «их батареи специально разработаны для России». Есть ли у компании TAB аккумуляторы, скажем так, конкретного географического позиционирования?

— Надо отметить, что за последнее время инженеры компании опробовали и внедрили ряд интересных решений в части улучшения эксплуатационных характеристик стартерных батарей. Очевидно, что все подобные разработки ведутся с учетом эксплуатации АКБ и в тех регионах, где довольно суровые климатические условия, например, зимой — сильные морозы, а летом — длительная жара, или же погода отличается резкими перепадами температур. А таких областей в России хватает. Поэтому лучшим ответом на заданный вопрос может служить тот факт, что среди наших российских партнеров немало фирм, работающих в Сибири, например, в Барнауле, Новосибирске, Омске, Кемерово, Красноярске, Иркутске и т. д.

Многие современные модификации аккумуляторов TAB и Topla производят с использованием нано-компонентов. Об этом свидетельствуют обозначения Nano на этикетках батарей (показаны стрелками).
Аккумуляторы TAB и Topla пользуются хорошим спросом, что во многом обусловлено удачным сочетанием их цены и качества. В ассортименте есть батареи и для грузовиков, которые можно заказать в интернет-магазинах.

Судя по тому, как успешно они продвигают в своих регионах аккумуляторы брендов TAB и Topla, наши батареи беспроблемно переносят суровые сибирские морозы и при запуске холодного двигателя стабильно выдают мощный ток. Кстати, об этом наглядно свидетельствуют и тесты на морозостойкость, недавно опубликованные в ваших автомобильных изданиях. Причем, иногда эти тесты оказываются довольно необычными, например, с погружением в воду, заморозкой во льду или даже рубкой топором