4805

Запутались в показаниях: будут дорожать автомобили в новом году или нет

Что день грядущий нам готовит
В канун Нового года принято не только подводить итоги, но и делать прогнозы. Но если оценить результаты, достигнутые авторынком страны за минувший период, не составляет труда, то попытки заглянуть в будущее завершаются, как правило, провалом. Тем не менее, портал «АвтоВзгляд» пошел на такой риск ради поддержания традиции.
Поделиться
Изображение Запутались в показаниях: будут дорожать автомобили в новом году или нет

Строить прогнозы — дело неблагодарное, сродни гаданию на кофейной гуще. «Грядущее сокрыто покровом туманным», приподнять его могут разве что цыганки, да и те все время бессовестно врут. Что уж тут спрашивать с автомобильных экспертов, также постоянно попадающих пальцем в небо? Ведь их промахи происходят не потому, что они не владеют темой, а потому, что слишком много факторов влияет на конечный результат, и учесть их все попросту нереально. Хорошо хоть, что короткая память общества спасает «пророков» от гнева народа, раз за разом обманывающегося в своих ожиданиях.

Извечный вопрос

Однако есть в развитии российского автомобильного рынка некие константы, которые прослеживаются из года в год, и которым плевать на изменчивость мира. Тем не менее, именно они в большей степени волнуют и экспертов, и отечественных водителей, которые нацелились на приобретение очередной машины. Как известно, великой русской культуре изначально не давали покоя два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». У российских же автомобилистов, по сути, всего одна извечная проблема — подорожают ли в следующем году машины?

Забавно, что ответ на эту озабоченность лежит, можно сказать, на поверхности. Достаточно проследить за динамикой изменения цен на транспортные средства, чтобы мгновенно поставить диагноз — да, подорожают. Ибо с момента зарождения более-менее цивилизованного авторынка в России лет так 20 назад, цены не снижались никогда, зато росли порой раз в полугодие. А уж в январе-феврале — неукоснительно.

Фото "АвтоВзгляд"7

На эту упрямую тенденцию не влияли никакие катаклизмы. Она с честью прошла через кризисы 2008 и 2013 годов, не поддалась пандемии, проигнорировала обвал рынка, вызванный введением против нашей страны масштабных санкций. Спрашивается — теперь-то ей чего меняться? Отсюда математически точный вывод — в первые два месяца нового года все ценники будут переписаны в сторону увеличения, кем-то чуть раньше, кем-то чуть позже. Но всенепременно и обязательно.

Эксперты во грустях пребывают

Между прочим, большинство экспертов с таким прогнозом не спорит и подкладывает в качестве обоснования один и тот же набор факторов, якобы влияющих на цену. Это необоримая инфляция, неуклюжие меры госрегулирования вроде утильсбора, скачки курса рубля, санкционное давление, неразвитость локального производства, дефицит предложения, происки Центробанка.

Все вышеперечисленное, может быть, и влияет на удорожание автомобилей, но не является определяющим. Ибо если бы в России начались паче чаяния дефляция, вразумительная стимуляция спроса, активное развитие собственных заводов, укрепился и стабилизировался курс рубля, исчезли санкции и на рынок снизошло изобилие, то ничего по сути бы не изменилось. И цены на машины продолжили бы свой нелегкий путь к заоблачным вершинам. Примеров море — и Россия в «тучные» годы, и Запад в благополучные периоды.

Неисправимые оптимисты

Но нет, есть-таки в среде автокспертов неисправимые оптимисты, дай им Бог здоровья. Вот, например, что доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков поделился с «АиФ» следующими соображениями:

Фото globallookpress.com

«Уже в 2024 году мы можем заметить очевидное снижение цен как на китайские, так и на отечественные автомобили. Стабилизация рынка рано или поздно настанет. Кроме того, думаю, что в 2024 году на российский автомобильный рынок вернутся некоторые компании, покинувшие РФ еще в 2022 году. Это станет еще одним фактором для снижения цен».

Излучает оптимизм и глава Минпромторга Денис Мантуров — то ли по должности, то ли по привычке. В интервью РИА Новости он заявляет: «С постепенным снижением ключевой ставки и затрат на перевозку мы будем следить за тем, чтобы и у автопроизводителей стоимость машин также поступательно по каким-то показателям снижалась или как минимум сохранялась».

Закон Мэрфи

Устами вице-премьера мед бы пить. Но подобные маргинальные мнения встречаются крайне редко. В основном копья ломаются вокруг процента, на который цены вырастут. Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев ожидает, что они поднимутся на 10-12%. С ним согласен заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев, предполагающий рост на 2-3% в квартал. Директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский считает, что это будет 5-10%.

Динамика цен за последние три года хорошему настроению у покупателей не способствует. В 2021 году средневзвешенные цены на легковушки выросли на 18%, в 2022-м — на 20%, за 10 месяцев 2023-го — на 23%. На этом фоне даже прогноз Виктора Пушкарева кажется слишком осторожным. Особенно, если вспомнить третье следствие закона Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше».