Цены растут, но ставки падают

Некоторое повышение цен практически на все марки и модели, о котором не раз писал «АвтоВзгляд», не заморозит рынок, считает директор дилерского центра «Hyundai» компании «Авилон» Михаил Жмаков. Более того, он прогнозирет рост продаж, в том числе за счет снижения стоимости автокредитов.

Если останавливаться на возросших ценах на новые автомобили, то в массовом сегменте подорожание в 2013 году по сравнению с 2012 годом будет незначительное — в среднем до 2,5%. Его можно назвать инфляционным, ежегодным. В премиальном сегменте подорожание произойдет в виде общей корректировки цен в среднем до 1%. Также нужно учитывать появление новых моделей, которые, конечно же, становятся более технологичными, с улучшенными комплектациями, что не может не сказаться на цене автомобилей в сторону небольшого ее увеличения. Сегодняшний рынок очень непростой, в Европе автомобильный кризис, имеет место спад продаж до 9%, поэтому у заводов мощности будут перераспределяться на Россию. Но, как я сказал, подорожание коснется в основном новых моделей.

Что касается прогнозов развития российского автомобильного рынка в целом, то здесь можно прогнозировать 5–7%-ный рост по отношению к минувшему году. В Москве активнее, чем в регионах, будет заметен рост премиум-сегмента — он может составить порядка 9–11%. Москвичи, меняя авто, часто остаются «в одном бренде», но с каждым разом покупают авто классом выше. Массовый рынок же в столице может подрасти до 10–15%.

В регионах может наблюдаться другое соотношение. Пока в субъектах РФ большую доля рынка занимают отечественные авто, там активнее будет развиваться массовый сегмент. Это обусловлено тем, что не во всех городах есть хорошие дилерские салоны. Отсутствие конкуренции между дилерами обуславливает отсутствие акций по привлечению клиентов, плюс не всегда в наличии на складе есть автомобили интересной клиенту комплектации. Поэтому к дилерам в регионах ходят все же пока реже, чем в Москве.

Пессимистичный же вариант развития событий (рост от нуля до 3%), связанный с потенциальным дефолтом и разговорами о нем, маловероятен. Пока таких рисков (ни экономических, ни репутационных) не наблюдается.

В целом же рост будет обусловлен маркетингом дилерских центров. Причем на второй план отходят такие акции по привлечению клиентов, как вручение подарков. Главенствующее значение в 2013 году займут стимулирующие акции более высокого порядка: лизинг физических лиц, собственные программы утилизации и так далее. При этом акции будут тем заманчивее, чем крупнее дилерский центр. Какие-то акции дилеры могут проводить и в ущерб себе за счет большого оборота. Поэтому покупать автомобили в городах-миллионниках по-прежнему более выгодно.

Привлекать новых клиентов дилеры станут за счет развития программ trade-in, этот сервис год от года набирает все большую популярность, и небезосновательно: несмотря на наличие дополнительных расходов (хранение авто, сервис, персонал), крупный дилер имеет возможность купить машину у человека по вполне рыночной цене, лишь за минусом небольшой комиссии. В ряде случаев клиент может получить деньги за свое авто по частям (скажем, 80% сразу, а 20% — после продажи), но все же это гораздо удобнее, чем продавать самому, например, с помощью интернет-сервисов. Потому что дилер «доведет машину до ума»: отполирует ее, сделает химчистку салона, устранит мелкие недочеты, оформит гарантию и так далее. И уж точно не будет скручивать пробег или скрывать недостатки. Дилер всегда держит в уме закон РФ «О защите прав потребителя».

Кстати сказать, некоторому росту рынка может способствовать и значительное снижение ставок по автокредитам, прогнозируемое некоторыми участниками рынка в этом году. Правда, оно возможно при соблюдении ряда условий. В частности, при достижении соответствующих договоренностей между производителем авто, банком-партнером и дилером, в сезон спада продаж, а также при проведении дилерами маркетинговых акций (например, продвижение новых моделей).

Также важно наличие у бренда банка. Иными словами, снижение ставок будет зависеть не только и не столько от банков, сколько от самих производителей. Для того чтобы поймать момент минимально низкой ставки по автокредиту, необходимо постоянно отслеживать именно дилерские предложения.

При этом не будет оснований не доверять банкам, предлагающим особенно низкие ставки, — едва ли кредиторы в существующих условиях пойдут на скрытые комиссии и вряд ли будут включать в договоры пункты об одностороннем повышении ставок и т.п. Однако кризисные времена научили финансистов тому, что нужно внимательно относиться к проверке платежеспособности клиентов и по низким процентным ставкам (в которые риски невозврата заложены по минимуму), и поэтому кредиты смогут получить клиенты с кристально чистой кредитной историей. В настоящее же время банковские ставки завышены и могут достигать 17% годовых. Политика банков в этом отношении опирается на растущий спрос на автомобили.