Балльная система и 0,3 промилле вернутся в КоАП?

В ближайшее время Госдума РФ в очередной раз примет крайне непопулярные поправки в УК и КоАП РФ, касающиеся автомобильной жизни страны. На повестке дня не только значительное ужесточение штрафных санкций практически за все виды дорожных правонарушений, но и окончательное решение проблемы нулевого промилле.

— На прошлой неделе вы с группой коллег буквально оглоушили моторизованную общественность предложением вернуться к существовавшей в стране до 2010 года норме по предельно допустимому уровню содержания алкоголя в крови водителя в 0,3 промилле. Но тех «рулевых», кто зайдет за эту черту вы хотите лишать «прав» на огромные сроки — от 5 до 15 лет в зависимости от вреда, причиненного ездой подшофе, и крупными штрафами. Любопытно, что ваши инициативы, вопреки ожиданиям, не вызвали в Правительстве РФ бурного отторжения. Белый дом лишь рекомендовал рассмотреть их «с учетом высказанных замечаний и аналогичных законодательных инициатив, внесенных в Госдуму». Когда ваши поправки поступят в нижнюю палату?

— Для начала хочу заметить, что большинство СМИ поторопилось назвать инициативы сенаторов Федорова, Тюльпанова, Клишаса и Орловой (ныне и.о. губернатора Владимирской области) законопроектом. И правительственный отзыв, о котором вы говорите, поступил только на наше предложение о возможности изменений в «автомобильные» главы КоАП и УК. И теперь мы с коллегами должны решить, будем ли мы трансформировать этот документ в законодательную инициативу.

Возможно, что и не станем этого делать, поскольку нашей задачей в первую очередь было желание в очередной раз донести до руководителей страны не только абсурдность правила нулевого промилле, но и несоответствие этой нормы ряду международных правовых актов и, в первую очередь, Венской конвенции о дорожном движении. И, кстати сказать, ваш покорный слуга был одним из немногих, кто пытался объяснить это Дмитрию Медведеву еще в 2010 году, но, увы, услышан не был. Однако сегодня нашу позицию разделяют и в администрации президента. А в Госдуме уже находится несколько законопроектов, возвращающих понятие предельно допустимого уровня содержания алкоголя в крови водителя.

— Но только на уровне 0,2 промилле...

— Ну, учитывая накал страстей в этом вопросе — и то хлеб. Хотя, напомню, норма в 0,3 промилле, существовавшая в стране с июля 2008 до августа 2010 года, взялась не с потолка. До этого пьяным водителя объявляли без всяких предельных уровней, по клиническим признакам. Однако вердикт выносил профессиональный врач-нарколог, отлично понимавший, что,грубо говоря, запах изо рта еще не есть свидетельство алкогольного опьянения. Предельный уровень в 0,3 промилле ввели после того, как, невзирая на бурные протесты медиков, их, по сути, отстранили от оценки состояния водителя, не очень умно заменив на прибор. Который мало того, что допускает погрешности в измерениях, но и ничего не знает об эндогенном алкоголе, квасе, кефире, сигаретах и лекарственных препаратах. А вообще работа по введению в административную практику предельно допустимого содержания алкоголя в крови водителя началась в нашей стране в 1999-2000 годах, когда готовился новый КоАП и закончилась в конце 2007 года соответствующим законопроектом (авторы В. Федоров, В. Васильев, А. Гуров — Ред.) который, как я уже сказал, в 2008 стал законом. В процессе рассматривались различные конечные значения — от 0,2 до 0,5 промилле. В итоге сошлись на компромиссном и стопроцентно безопасном варианте в 0,3 промилле. Что устроило и МВД, и наркологов, и, что самое важное, водительскую братию: конфликты и споры на тему «пил — не пил» между инспекторами и шоферами возникали тогда не в пример реже. Кстати сказать, и сегодня, согласно инструкции Минздрава, человек считается трезвым, если в его крови обнаруживается не более 0,5 промилле. Правда, это относится только к трупам и людям, находящимся в результате полученных тяжелых травм без сознания. И где, спрашивается, логика?

Но хочу уже в который раз подчеркнуть, что когда предельно допустимый уровень будет-таки установлен, это не станет разрешением пить за рулем. Отсюда и наши жесткие предложения по лишению «прав» для любителей поддать перед поездкой, и аналогичные депутатские законопроекты, часть из которых я поддерживаю. Ведь правовой нигилизм значительной части российских автовладельцев в последнее время просто зашкаливает!

— В том числе и поэтому вы остаетесь ярым приверженцем реанимации так называемой балльной системы наказаний за водительские прегрешения?

— Да, и еще раз подчеркнул это на недавней встрече Дмитрия Медведева с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения. Ведь большинство ДТП, в том числе и со смертельным исходом, вызваны исключительно тем, что водители сознательно (подчеркну, что именно сознательно, раз «не замечают» дорожных знаков и разметки) игнорируют скоростной режим, выезжают на «встречку», абы как проезжают перекрестки. И «балльная система» поможет убрать с дороги тех, кто постоянно нарушает Правила. И на совещании у премьер-министра я напомнил, что снижение числа погибших на российских дорогах до 27 000 человек, зарегистрированное в 1993–1997 годах (в 2012 году погибло 28 000 человек — Ред.), во многом связано именно с так называемой балльной системой. Тогда мы убрали с дорог, лишив «прав», около 100 000 человек, которые своей опасной ездой, грубым систематическим нарушением ПДД действительно создавали серьезные проблемы другим участникам движения.

— Однако и правозащитники, и простые граждане уверены, что дополнение КоАП РФ статьей «Систематическое нарушение ПДД» приведет к невиданному росту коррупции среди придорожных полицейских. Тем более, что предложенная депутатами система начисления штрафных баллов (с учетом уже существующих высоких штрафов, которые, к тому же, предлагается поднять еще выше) приведет к тому, что «прав» запросто можно будет лишиться за несколько неправильных парковок и выездов на полосы, выделенные для движения общественного транспорта. Понятно, что под страхом надолго стать пешеходом по сути ни за что, многие граждане с удовольствием пойдут на «сделку с правосудием» в лице инспектора ДПС...

— Во-первых, систему и порядок начисления баллов можно и обсуждать, что, кстати сказать, уже делается, и менять. И, во-вторых, я уверен, что коррупция на дорогах гораздо меньшее зло, чем рост смертности в результате ДТП. К тому же сейчас бороться с нечистоплотными полицейским куда проще, чем с водителями, практикующими агрессивную, опасную езду. 

Беседу вел Александр РОСТАРЧУК,
шеф-редактор портала «АвтоВзгляд».