Кто заставил врать BMW, «Audi» и «Mercedes»

Современная тенденция в автопроме – бензиновые турбированные двигатели малого объема. Почему малого и почему турбированные? Толчком к развитию этого направления послужило ужесточение экологических норм и увеличение политического веса «зеленых».

Превратившимся из честных борцов за свежий воздух в жесткую парламентскую силу, «зеленым» пока все равно не по зубам политика серьезного уровня, а поскольку необходимо хоть кого-нибудь побеждать, они навалились на автомобильную промышленность, доказывая себе и окружающим, что страшнее бензинового мотора угрозы для Земли нет. Парламентам подача понравилась. Ведь урезоненный автопром – красивый гарнир к остальным заботливым шагам, а тот факт, что урон природе от автомобиля мизерный на фоне обычной электростанции, они вежливо игнорируют.

Автопром воспринял законодательный натиск с интересом. Как бы ни ошибались зеленые и примкнувшие к ним голубые, это ведь увлекательная инженерная задача – создание двигателей новой концепции, тем более, что к турбине руки тянулись давно. За работу взялись по-честному, пробуя совместить топливную экономичность (чтоб клиент хоть чем-то был доволен), экологическую безвредность (ради экологов), и логичную дееспособность (чтоб все это великолепие кто-нибудь покупал).

За основу взяли японский опыт. Они первыми (еще до того, как «зеленые» стали превращаться в голубых) подобрались к своим keys-car, начав мастерить турбины на двигатели объемом 660 см³ и получать по 180 л.с. отдачи. Затем в тему встряли американцы, перегревшиеся под калифорнийским солнцем до мечты о нулевом выхлопе, европейцы побежали в хвосте.

Удача сопутствовала. Моторы хоть и обрели скромный диапазон отдачи (узкую полку крутящего момента), но благодаря турбине, а в особо изощренных конструкциях еще и нагнетателю, научились тянуть на низах и не киснуть на верхах, автомобили сохранили динамику (ради чего пришлось придумывать коробки передач нового принципа действия или серьезно модернизировать прежние) и порадовали потрясающей экономичностью и долгожданным низким выбросом вредных веществ, что от них изначально и требовалось.

Однако в действительности все выглядит иначе, чем на самом деле… Основные достижения большинства современных турбированных двигателей – лукавство. В русском языке для обобщения десятилетия инженерных усилий есть более подходящее слово – туфта.

Во-первых, топливная экономичность вычисляется по специальной методике, чрезвычайно далекой от жизни. В Америке за аппетитом моторов приглядывает «Агентство по охране окружающей среды» (ЕРА), регулярно критикуемое экспертами «Consumer Reports» за разницу теоретических и практических результатов. На две фирмы, особо заигравшиеся в красивые цифры, KIA и «Hyundai», американцы даже подали федеральный судебный иск, увидев в изяществе топливной экономичности обман покупателей. Корейцы вину признали и принялись оплачивать моральный ущерб каждому отдельному клиенту.

В Европе автомобильный аппетит мониторит «Международный совет по чистому транспорту» (ICCT), совсем недавно обнаруживший ощутимую разницу обещанного с фактическим, отметив, что за последние 10 лет расхождение в среднем подпрыгнуло до 25%,

хотя еще недавно фирмы привирали лишь на 10%... Столь бестактная приписка даже породила рейтинг вранья, в котором первое место заняла BMW (наврали на +30%), второе у VW/Audi (+28%), третье у «Mercedes» (+26%).

Во-вторых, как ни стараются производители автомобилей подобрать передаточные числа, но с их экологически безопасными моторами автомобили теряют в динамике и проигрывают машинам с атмосферными двигателями. Тем более, что в стране больших моторов Америке, рекламный акцент был сделан на сходстве характеристик турбированных четверок с атмосферными шестерками и клиенту объясняли, что ему ни к чему 3.0 V6, поскольку 2.0 Turbo имеет ту же мощность, но меньше потребляет, чище дышит и быстрее едет.

Получается, что десятилетие турбин особого результата не дало? Не совсем так. Хотя и нет заказанного законодателем экологического прорыва и среди потребительских неприятностей вроде бы проглядывает отсутствие обещанной экономичности и динамики, но потребитель все равно выиграл, поскольку получил всплеск интересных технологий и более широкий выбор моторов и концепций. Атмосферники с рынка не ушли, но к ним добавились двигатели с турбинами и нагнетателями. Экологический нажим продолжается и наступила очередь коробок передач. 8 ступеней уже освоены, а серьезные игроки заявили о работе над 10-ступенчатыми коробками. Атмосферинкам они не очень понадобятся, а турбомоторам будут в самый раз.

Но вот экономичность… Это трудноразрешимая проблема. Ведь принудительное нагнетание воздуха ведет к росту потребления топлива. И чтобы моторы по-прежнему нормально работали, придется заниматься не с ними, а с топливом, переходя на меньшее содержание углерода, на топливо с увеличенным содержанием слабосвязанного водорода, т.е. на метан. Тем интересней будет решение этой инженерной задачи.

А еще потребуется решить задачку законодательную и, продолжая экологическую борьбу, придумать на будущее способы сдерживания парламентских инициатив, чтобы настойчивое давление не привело к очередному вранью производителей.

Примечательно, что в Америке истинный расход топлива позволил обратиться в суд и получить компенсацию. В Европе лукавые цифры закон не нарушили и лишь обозначили разницу методик, позволяющую фирмам вольготно обещать требуемый от них результат… А надуть голубых и зеленых даже приятно…