Сдавать на «права» будем по-старому?

Планировалось, что уже с 5 ноября курсанты автошкол будут учиться и сдавать экзамены по новым правилам в два этапа: сначала зубрить теорию и отрабатывать навыки езды на площадке, после чего сдавать первый экзамен, и только потом осваивать городскую езду и вновь экзаменоваться. Однако новый порядок отложен на весьма неопределенное время.

Проект оказался настолько сырым, что за его радикальную правку выступили и автошколы, и ГИБДД. Причем по многим вопросам — единым фронтом. Автошколы в первую очередь обращают внимание правительства (а именно оно выпускает в жизнь подобные документы) на то, что разрыв в обучении не позволит дать будущему водителю необходимых для безаварийной езды знаний, умений, навыков в должном объеме. Также эти образовательные учреждения выступают против нормы, обязывающей учить граждан и принимать у них промежуточную аттестацию исключительно на автодромах с автоматизированной системой контроля. Представители автошкол справедливо замечают, что «применение данной нормы создает условия для недобросовестной конкуренции и заведомо неравные условия для сдачи экзаменов кандидатами в водители». Да и автодромов таких в России с гулькин нос.

Но главная проблема в переходе на двухуровневую систему обучения — отсутствие новой программы обучения. А учить по-старому, но принимать экзамены по-новому нельзя хотя бы с точки зрения здравого смысла (это оправданно только в переходный период для людей, отучившихся в полном объеме по еще действующим программам, — не они же виноваты в «смене курса»). Более того, отсутствие новой программы обучения делает по сути невозможным прием экзаменов на категорию «М» и все подкатегории. Однако когда будет разработана новая программа, совершенно неясно: правительство даже не может определиться, кому поручить работу — Минобру, Минтрансу или сразу обоим ведомствам.

Короче говоря, в отсутствие и новой программы обучения, и новых правил сдачи испытаний предложение пока оставить все по-старому выглядит наиболее здравым. Другое дело, что затягивать с принятием нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональные стандарты водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, правила приема экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий нельзя, поскольку их отсутствие приведет к невозможности подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства. Особенно если учесть, что ежегодно «права» у нас ежегодно получают более 2 млн. человек.

И если вы хотите стать водителем без лишних проблем — бегом в автошколу, чтобы успеть воспользоваться нежданной отсрочкой.