Автокредиты берут, несмотря на кризис автопродаж

Стагнация на российском авторынке не могла не сказаться и на рынке автокредитования. Однако, на удивление, он просел не так сильно, как ожидалось — сегодня 53% россиян предпочитают покупать авто на заемные деньги.

К таким любопытным выводам пришли аналитики ГК «АвтоСпецЦентр», проведя масштабный опрос своих клиентов. При этом эксперты компании отмечают, что рост интереса россиян к автокредитам обусловлен, во-первых, ростом кредитных программ автопроизводителей («Nissan Finance», «Mitsubishi Motors Finance», «Chevrolet Finance», «ЛАДА Финанс»), позволяющих потребителю значительно сэкономить на процентной ставке. А во-вторых, прибегнуть к автокредитованию людей подталкивает программа государственного субсидирования. Условия, предложенные в рамках так называемого льготного автокредитования крайне привлекательны. Из средств бюджета компенсируется 5,5% банковской ставки, соответственно автовладелец выплачивает 9-10% по кредиту. К тому же увеличение суммы на покупку машины в кредит до 750 000 рублей расширило количество марок, попадающих под условия программы. Это повышает заинтересованность потенциальных покупателей, ведь в список попадают многие иномарки, собранные в РФ. Но даже если выбранное авто не попадает в программу льготного автокредитования, «чисто» банковские ставки все-равно достаточно премлемы — 9,5-12% годовых. Вот и растет доля желающих приобрести машину в кредит. За первое полугодие 2013 года она увеличилась, как уже говорилось, до 53%, тогда как в прошлом году эта цифра была почти в два раза меньше — 30%.

При этом, подчеркивают аналитики ГК «АвтоСпецЦентр», основным фактором, влияющим на потребительские предпочтения, является процентная ставка по кредиту (47%). Также немаловажны для потенциального покупателя – первоначальный взнос (18%), сумма страховки КАСКО (17%), размер пакета документов при подаче заявки (7%), возможность досрочного погашения кредита без выплаты штрафных санкций (6%), срок рассмотрения заявки (5%).

Самыми популярными в разрезе автокредитования являются бюджетные автомобили. Машины премиум-сегмента в кредит берут крайне редко из-за нерациональности и высокого уровня переплат в итоге. Но, несмотря на это, по итогам первых пяти месяцев текущего года суммарные продажи в секторе премиум-авто выросли на 6,6%. В то время как продажи бюджетных автомобилей упали на 9,4%. Не пользуются популярностью и кредиты на подержанные машины, как правило, их доля на рынке автокредитования ежегодно составляет 3%. Это объясняется, в первую очередь, повышенной процентной ставкой (на 1-5%) и увеличенным минимальным авансовым платежом по ссуде (15-50%).

— Несмотря на то, что по итогам первого полугодия 2013 года на фоне стагнации российского авторынка доля кредитных продаж снижается, можно с уверенностью сказать, что к концу года рынок стабилизируется, и в 2014 году популярность автокредитов будет возрастать. На это повлияет и высокий уровень конкуренции в данном секторе, и программа государственного субсидирования. По итогам 2012 года рынок автокредитования вырос на 20%, но в данном случае рано говорить о насыщении. Сегменту займов на авто есть куда расти, и немаловажную роль, на мой взгляд, здесь сыграет система trade-in, которая позволяет обменять старый автомобиль на новый с доплатой в виде заемных средств», – отмечает Екатерина Чагаева, директор по продажам компании «Ауди Центр Восток».