Smart Forfour: большое будущее

Несмотря ни на что, Daimler продолжает биться за безоблачное будущее Smart. Мало того, следующий релиз – второе поколение Forfour, по мнению руководства компании, сделает-таки этот городской бренд финансово состоятельным.

Генеральный директор Daimler Дитер Цетше под это дело даже специальную медиа-презентацию организовал, на которой, собственно, и рассказал собравшимся о перспективах модели, назвав четырехместный Smart «умным автомобилем». Он считает, что именно эта модель поможет марке, история которой, к слову, насчитывает без малого два десятилетия, получить-таки первую прибыль.

Новый Forfour, по мнению менеджера, является продолжением Fortwo и обладает теми же преимуществами, что и двухместная версия: «это достаточно широкий по отношению к длине автомобиля салон, заднемоторная компоновка и несколько очень умные идей, которые будут по достоинству оценены клиентами». При этом, Аннет Винклер, возглавляющая Smart, в интервью назвала Forfour «Fortwo в универсальном исполнении». В общем, менеджмент Daimler продолжает петь дифирамбы новинке, рассчитывая на нее, как на панацею.

В принципе, формат, в котором исполнен автомобиль, соответствует нынешним трендам, сложившимся на европейском авторынке. Тем не менее, здесь стоит вспомнить, что новый Forfour – второе поколение четырехместного Smart. Первое было запущено в 2004 году и популярным так и не стало. Причин тому было несколько.

Во-первых, будучи первым и единственным производителем в сегменте двухместных микрокаров (первый Smart появился в 1997 году), Daimler начал с того, что установил довольно высокую финансовую планку. Потенциальному клиенту в итоге было выгоднее купить более практичный и вместительный супермини (например, Chevrolet Spark, Toyota Aygo или Peugeot 100-й серии), немного потеряв в компактности, но сэкономив пару тысяч евро.

Во-вторых, «микромерс» оказался довольно-таки качественным продуктом, но в то же время не являлся функциональной машиной. Его обслуживание было связано с весьма специфическими сервисными сложностями. Например, в России, куда машины этой марки долгое время поставлялись исключительно по серым схемам, его называли «кошмаром механика», поскольку даже для того, чтобы даже просто заменить лампочку в передней фаре, его нужно было загонять на яму или на подъемник, снимая при этом часть внешних панелей. Разумеется, европейских пользователей это обстоятельство пугало куда меньше, чем российских (там машины, как правило, обслуживают у официалов), но это также сыграло свою роль.

Третий аспект – был опять же связан с финансовыми вопросами. Запуск первого Forfour был вполне логичным шагом со стороны немецкого концерна, так как теоретически мог помочь марке выйти в более габаритный класс, навязав конкуренцию полноразмерным малолитражкам. Тем не менее, он опять же оказался слишком дорогим. В результате его сборка была прекращена в 2006 году, а общий тираж едва достиг 133 000 экземпляров.

Первый Forfour не был разработкой Daimler. Он представлял собой авто, построенное на платформе Mitsubishi Colt образца середины двухтысячных. И собирался на голландском заводе NedCar, в те времена еще принадлежащем MMC.

Второе поколение модели также построено на заимствованной тележке. По сути, это разработка Renault, которая таким образом пытается поднять рентабельность новой версии Twingo (сборка обеих машин будет производиться на заводе Ranault в Ново Место в Словении).

Тем не менее, Дитер Цетше настаивает, что Forfour «будет истинным Smart, обладающим отличным соотношение цены и качества, которое не сможет предложить ни один из конкурентов. …он представляет собой уникальное предложение». Притом, гендиректор Daimler признал, что первенец не был истинным Smart: «Помимо некоторых общих стилистических деталей, обе машины (имеется ввиду оригинальный Fortwo и Forfour) не имели ничего общего». Однако он выразил уверенность, что новая модель обладает всеми необходимыми Smart-генами.

И все же, в оценках долгосрочных перспектив новинки он оказался весьма консервативен. По его словам, если бы Daimler не изобрел Smart 20 лет назад, это в любом случае пришлось бы сделать сегодня. Новый Forfour действительно способен помочь бренду стать прибыльным, но в то же время руководство концерна чудес от него не ждет: «Smart никогда не будет в верхней части корпоративного рейтинга по доходности, но мы полагаем, что со временем он будет играть все более важную роль». Наибольшие перспективы Цетше по-прежнему видит в усилении позиций марки в крупных мегаполисах. Кроме того, его ожидания связаны также и с ужесточением требований по выбросам СО2.

Остается напомнить, что новый Forfour будет презентован вместе с третьим поколением Fortwo нынешним летом. Продажи же обеих новинок начнутся осенью этого года.

Начиная с 1998 года Smart смог реализовать чуть больше 1,5 миллионов двухместных версий и чуть больше 130 тысяч Forfor. Среднегодовой уровень продаж в последнее время составлял порядка 100 тысяч экземпляров, однако в 2013-м спрос начал снижаться – продажи упали на 7% и составили 98 000 машин. уровень продаж. Сверх амбициозных задач перед новинками никто, разумеется, не ставит, тем не менее, в неофициальных беседах представители Daimler говорят, что ожидают удвоения продаж уже в 2015-м году, в противном случае, марка прибыльной не станет.