Теперь «права» выдают только после сканирования мозга

Автолюбителям, у кого в ближайшее время подходит к окончанию срок действия водительского удостоверения, имеет смысл начать «шевелиться» заранее. Сейчас для получения медицинской справки требуется дополнительное медицинское исследование – электроэнцефалограмма головного мозга. Услуга при этом — платная.

Еще год назад для того, чтобы пройти водительскую медкомиссию, гражданину, в том числе, требовалось получить соответствующие справки из наркологического и психиатрического диспансеров. Их, если вы не состоите в этих учреждениях на учете, выдавали, что называется, на раз-два-три. Но на днях ситуация изменилась. Редакционные телефоны оборвали читатели, жалующиеся на неожиданные препоны со стороны психиатров. Мол, теперь справку не выдают, пока не предъявишь результат электроэнцефалограммы (ЭЭГ) своего серого вещества! Мы проверили «сигналы».

Действительно, на дверях всех психдиспасеров Москвы весит соответствующее объявление. ЭЭГ понадобилась врачам-мозговедам для того, что оценить… профпригодность(!) человека, садящегося за руль.
Любопытно, что ЭЭГ требуют на абсолютно законных основаниях! «Раскопки» законодательных актов привели нас к следующим результатам. Оказывается, здравоохранители внезапно вспомнили о постановления правительства России от 28.04.1993 №377! А в этом древнем, но никем не отмененном подзаконном акте говорится, что обязательным лабораторным исследованием для допуска к управлению ТС является в том числе ЭЭГ, ЭКГ и экспериментально-психологическое исследование. Правда, в постановлении сказано, что эти исследования нужны для «осуществления отдельных видов профессиональной деятельности … включая управление автотранспортом»!

Понятно, что фотостимуляция при ЭЭГ позволяет выявить эпилептическую готовность головного мозга. Подчеркиваю: не болезнь, а лишь «готовность». Похожие результаты может дать мозг человека при хроническом недосыпе, например. Чтобы диагносцировать эпилепсию, данных ЭЭГ категорически недостаточно. Соответственно, для отказа в выдаче «прав» на основании одной только электроэнцефалограммы оснований нет и быть не может в принципе. То есть, ЭЭГ для оценки профпригодности водителей, мягко говоря, бессмысленна. Более того, в стране сейчас не существует деления на профессионалов и любителей — «права» у всех одинаковы и получают их и те и другие на общих основаниях.

Но и это еще не все! Согласно пунктам 2 и 7 статьи 23 ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств! Другими словами: иди, дорогой водитель, плати еще денежку и за ЭЭГ! В Москве подобная медицинская услуга обойдется в сумму от 1500 до 5000 рублей – в зависимости от жадности конкретного медцентра. Это если хочешь решить вопрос оперативно.

А если для тебя время, в принципе, не имеет значения, можно пойти в свою поликлинику. Для начала, видимо, придется пробиваться на прием к неврологу. Талончики к которому уже расхватаны окрестными пенсионерами чуть ли не на полгода вперед. Ведь только врач-специалист моет направлять пациента на соответствующее обследование. Но это в лучшем случае. Ведь поликлиника, дабы отработать денежки, перечисляемые ей по ОМС, наверняка постарается заставить вас пройти еще и диспансеризацию – вам все равно время девать некуда!

И в связи со всем вышеизложенным к медикам имеется ряд вопросов. Что, все последние 20 лет Минздрав России сознательно допускал эпилептиков до управления ТС, не требуя прохождения ЭЭГ? Или его руководители просто не читали законы? А, может быть, до сих пор у рулевых отечественного зравоохранения хватало здравого смысла, чтобы различать профессиональных водителей, о которых, собственно, и идет речь в «20-летнем» постановлении правительства, и людей, осуществляющих любительское вождение машины. То есть нас с вами.

Хотя, возможно, медики просто почувствовали, что мало получают с водителей и решили снимать с них поголовный оброк не только за стандартный осмотр, но и за ЭЭГ? Другого логичного объяснения их алогичному поведению просто нет.