«Газель»: ГАЗ+ЕЛЬцин

Этому детищу российского автопрома уже сейчас можно ставить памятник. Не появись «Газель» на рынке в 1994 году, сложно представить, как сложилась бы судьба комтранса в России. Да и самой России…

Эти небольшие трудяги-«полуторки» можно смело назвать символом непростых современных реалий. Ведь рождалась «Газель» во времена, когда страна погрязла в анархии, нищете и разрухе. Военные, инженеры, врачи и аспиранты превратились в многомиллионную армию «калымщиков». Львиная доля которой занялась перевозками – государственные транспортные компании разваливались одна за другой, а их частные приемники ломили бешеные цены.

И тут как нельзя кстати на рынке появился недорогой коммерческий автомобиль, который можно было приобрести, около года проработав «на хозяина». Что для многих стало единственным средством выжить и прокормить семью. Да и для страны в целом этот автомобиль стал таким же спасением, как легендарная «полуторка» в годы Великой отечественной войны. И сегодня знаменитый ГАЗ АА украшает постаменты мемориалов во многих российских городах. А ведь памятники пора ставить и «Газели».

С «легковой» категорией

К началу 90-х каждый российский автомобильный завод занимал свою четкую нишу, которую покидать было запрещено. Так, ГАЗ выпускал среднетоннажные грузовики, ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, БАЗ, МоАЗ, БелАЗ – тяжеловозы, а легкие коммерческие автомобильчиками —УАЗ, РАФ и ЕрАЗ. Хотя понятия «коммерческий автомобиль» тогда не было – на практике реализация этого термина выглядела как перегруженный «Рафик» с просевшими рессорами. А поскольку заново создать принципиально новые агрегаты не имелось ну никакой экономической возможности, на ГАЗе решили создать грузовой автомобиль, с агрегатами от легковой «Волги». И главное, что бы им мог управлять водитель с «легковой» категорией. То есть максимально удобный и недорогой автомобиль для широких слоев населения. По тем временам — более чем революционная инициатива.

— Главной задачей стало обеспечение полной массы автомобиля в 3,5 тонны для категорией «B», — вспоминает тогдашний ведущий конструктор автомобиля "ГАЗель" Владимир Четвериков. —Каждый конструктор-«узловик» имел лимит по весу разрабатываемых узлов. Мы понимали, что этот автомобиль будет востребован. Еще окончательно не решился вопрос о выпуске, а мы уже спорили, сколько нужно выпускать для страны автомобиле в год: 10 000 или 40 000… А страна тогда переживала глубокие перемены и приходило понимание в необходимости полуторатонного грузовика, способного доставлять мелкие партии грузов. И мы смогли доказать, что можем производить это автомобиль в нужных стране объемах.

По воспоминаниям главного конструктора, газовскую задумку мудрецы из Минавтопрома первоначально хотели воплощать то в Ульяновске, то в Брянске, а то и в Кировобаде. Даже какое-то время к проектированию «Газели» была подключена английская фирма IAD (International Automotive Design). Но англичане не смогли понять условия, в которых автомобиль будет эксплуатироваться, а главное, почему он должен быть так дешев. Появление идеи принципиально нового автомобиля в стране вызвала настоящий ажиотаж среди специалистов — некоторые даже защищали диссертации о его целесообразности, или наоборот, недопустимости. Тем временем, параллельно шли разработки «младшего братика» — «Соболя». Он должен был быть более легкого класса, на базе тех же «волговских» узлов. Кстати, за основу взяли подвеску от лимузина ГАЗ-14 «Чайка». Работа над конструкцией «Газели» началась в 1989 году. В январе 1991 года был собран первый макетный образец, а 20 июля 1994 года начался выпуск бортового полуторатонного грузового автомобиля ГАЗ-3302.

«Браток» с ГАЗа

А вот про название «Газель» до сих пор рассказывают анекдоты. Самый популярный из них: ГАЗ плюс ЕЛЬцин. Что же, обратимся к автору. В начале 90-х Владимир Носаков был заместителем главного конструктора ГАЗа и получил задание за пару дней придумать название новому автомобилю. Оно должно было быть коротким, звучным, желательно женского рода и понятное иностранцам.

— Я взял лист бумаги и написал 33 варианта. Потом стал урезать список. Среди вариантов были «Браток», «Бригада» и «Бродяга». Но они поневоле отсеялись из-за окружающих реалий. Так же имелось несколько вариантов, ассоциировавшихся с коммерческой направленностью автомобиля: «Комок», «Привоз», «Челнок», «Ларек», «Фазенда». Но они тоже не понравились. Под конец остались варианты с названием животных: «Белка», «Пчелка»… Первое уже использовалось для эксперементального микроавтомобиля, «Пчелка» вроде подходила, но для более «мелкой» машины. И тут меня осенило: конечно же, «Газель»! К тому же первый слог в этом слове – это название нашего предприятия!..

Сейчас «ГАЗель» можно смело назвать символом эпохи – практичным автомобилем для мелкого коммерсанта, фермера и многодетных семей. Запчасти продаются везде и стоят на порядок дешевле иномарочных. Мало того, на базе автомобиля возникла целая субкультура «газелистов» со своим серьезным сегментом в Интернете и на дорогах страны. По которым уже во всю бегает «Газель NEXT» (более подробно об этом автомобиле читайте тут). Ее часто принимают за иномарку: больно не похожа на изделия отечественного автопрома. Но цена говорит об обратном – «иностранца» за эти деньги не купишь. И чуть ли ни сразу после начала выпуска, на международной выставке «Коммерческий транспорт», проходивший в Москве в сентябре 2013 года, NEXT получил приз как лучший легкий коммерческий автомобиль года в России.

Так же в прошлом году «Газель» была признана самым сильным российским автомобильным брендом, стоимостью 32,3 миллиарда рублей.По данным крупнейшего мирового бренд- консалтингового агентства Interbrand, в общем рейтинге «Самые ценные российские бренды 2013» «Газель» заняла 12-е место, опередив «Роснефть» и «Аэрофлот». Основной акционер «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска объяснил этот феномен:

— Появление в России экономичной и выносливой «полуторки» сравнимо, пожалуй, по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей Ford, с которого началась массовая автомобилизация Америки. В России, в сегменте коммерческих перевозок, «Газель» стала нашим воплощением девиза Генри Форда «автомобиль для всех» — это доступная машина для семьи и бизнеса, для школы и медицины, для коммунального хозяйства, строительства и других сфер жизни (существует около 300 модификаций). За последние годы мы инвестировали свыше 20 миллиардов рублей в новые технологии на ГАЗе, в итоге сегодня под брендом «Газель» выпускается принципиально новое поколение легких коммерческих автомобилей, которые уже завоевали признание профессионалов в России и готовы к покорению экспортных рынков...

Кстати, в ходе испытаний «Газель NEXT» прошли более 2 миллионов километров с максимальной загрузкой по льду, булыжнику, грунтовке, с «прыжками» через ямы, бордюры и железнодорожные пути. Так же особое внимание уделено безопасности: у кабины предусмотрены зоны сжатия, которые берут на себя всю массу удара при любом столкновение, но не задевают водителя и пассажира. Кстати про испытания. За несколько лет коммерческий автомобиль умудрился оказаться на спортивных подиумах. Команда гоночных «Газелей» «За Рулем – Спорт» несколько раз выступала в «Шелковом Пути», а в этом году стала лучшей в «R-классе на 3-м этапе чемпионата РФ по ралли- рейдам «Великая степь». В будущем команда хочет создать свою «армаду» на манер «камазовской» для выступления на «Дакаре». По мнению спортивного директора команды Александра Евдокимова, отечественные автомобили — лучший материал для творческих экспериментов. И если их «подшаманить» они могут творить чудеса.

Как все начиналось

И здесь уместно провести аналогию с полуторкой начала 20 века: ГАЗ АА. Машина появилась в еще более тяжелых для страны условиях: революция, гражданская война, почти полное отсутствие автопарка, разруха, голод и все то же российское бездорожье. Тогда строительство горьковского автозавода было внесено в число ударных строек первой пятилетке и его возвели за 18 месяцев! Первые машины сошли с конвейера 29 января 1932 года. Они были еще с деревянно-металлическими кабинами.

Сейчас в музее ГАЗа хранится множество черно- белых фотографий этого легендарного автомобиля. Но наибольший интерес для специалистов вызывают «творческие эксперименты» с ГАЗ АА. Это подметальные машины, «пожарки», автомобили с телескопическим подъемником, самосвалы, спецавтомобили на гусеницах и лыжах для покорителей северных снегов и южных пустынь...