Trade-in: услуга для богатых?

Стагнация российской экономики не могла не сказаться на автопродажах. Даже в Москве, где традиционно продается четверть новых машин, в июне они просели более, чем на 17%. Как следствие, повысился спрос на подержанные иномарки, что связано в том числе и со снижением их цены на 3,1%. При этом цена отечественных подержанных авто выросла на 8,7%.

И рынок мгновенно отреагировал на ценовые колебания. Так, по данным ресурса avito.ru, 2/3 проданных во 2 квартале подержанных машин — автомобили зарубежных брендов. Они оторвались от российских на 30% (в предыдущем квартале разрыв составлял около 16% при соотношении 58% и 42%).

И в этой связи любопытно, что все большее число бэушных машин продается и покупается через систему trade in. Хотя и здесь не все однозначно. Скажем, в той же Москве 27% подержанных машин продается через дилеров. В регионах цифра куда скромнее – 4%. Хотя и то, и другое — большой прогресс если учесть, что до 2008 года через дилерские центры подержанные автомобили вообще практически не продавались. Тут большую роль сыграла отмена двойного НДС, когда налог взимался за приобретение нового автомобиля у владельца, а затем дилером вновь уплачивался 18% налог при продаже того же автомобиля. Тем не менее, бурного роста этого сегмента авторынка, особенно в провинции, ждать, считают эксперты, не приходится.

Так, специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» говорят, что услуга trade-in в сегодняшних реалиях выгодна в основном владельцам автомобилей премиум-класса, поскольку они чаще обращаются в автосалоны. Для жителей крупных городов с более высоким доходом затраты в 50 000 рублей не являются принципиальными, в отличие от жителей регионов. Поэтому москвичи скорее заплатят за экономию своего времени. Дорогие машины продаются в основном в автосалонах и логика этого очень проста. Состоятельный владелец не станет покупать машину за 2-3 млн. руб. с рук у человека, о котором ничего не знает и индекс доверия к которому невысок. Любой автодилер и каждый оценщик подтвердит, что их услугами пользуются те клиенты, стоимость автомобиля которых выше 1,5 млн. рублей. В регионах, где больше владельцев отечественных автомобилей низшего и среднего ценовых сегментов, собственники предпочитают сами продавать машину и не тратиться на посредников. К тому же, условия жизни в столице таковы, что сокращение временных затрат на продажу «железного коня» ценится намного выше, чем расходы на оплату сервиса, предлагаемого автосалоном, и услуги дилеров более популярны. Перспективы у trade-in в целом есть, однако сложно судить о них на данный момент, поскольку по прогнозам экспертов в регионах скорее, как уже было сказано, ожидается дальнейший рост продаж подержанных иномарок, а не новых. Но в целом падение спроса на отечественные автомобили и увеличение числа дилеров, предлагающих trade-in, могут способствовать развитию данной услуги в регионах. В дальнейшем, при увеличении покупательной способности автовладельцев, возможен рост популярности trade-in у владельцев, желающих обменять уже приобретенную подержанную иномарку на новую.

— А в целом у дилеров хорошие перспективы развития регионального бизнеса, – комментирует ситуацию Сергей Янчук, генеральный директор «Ауди Центр Восток». – Падение цен на подержанные иномарки при повышении стоимости отечественных стимулирует покупательскую активность и способствует развитию авторынка в регионах. В условиях повышения конкуренции дилерские центры будут предлагать все больший набор комплексных услуг, например, в области trade-in, что привлечет регионального покупателя...