«Грязные» машины не пустят в зоны. Экологические

Министерство транспорта предлагает дополнить ПДД России еще одним дорожным знаком. С его помощью власти смогут запрещать въезд на ту или иную территорию машинам с древними моторами.

Министерство сформулировало новое для российских Правил понятие: «зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». То есть локация, куда въезд машинам с двигателем ниже того или иного экологического класса заказан.

Знак будет представлять собой белый прямоугольник с изображением легковой или грузовой машины в красном круге с надписью «ЗОНА» по его верху. А под ней расположится зеленый овал с цифрой, соответствующей минимальному разрешенному экологическому классу.

В тексте поправок в ПДД оговорено, что экологические запреты не будут распространяться на технику, принадлежащую Миниобороны, внутренним войскам МВД, спасательным отрядам МЧС и «Почте России» в фирменной раскраске. Кроме того, экологические запреты не распространятся на мотоциклы и скутеры, а также на любые авто, старше 30 лет.

Бросается в глаза тот факт, что «экологический» знак будет действовать и на машины полиции, скорой помощи и коммунальных служб! Хотя в Москве экстренные службы в массе своей уже достаточно давно пересели на иномарки с приличными экологическими характеристиками. В прочих же регионах древние «Жигули» и УАЗы с карбюраторными моторами все еще несут боевую службу.

Но и с коммунальщиками не все так просто. Интересно, каким нормам соответствует выхлоп «утреннего КамАЗа», ежедневно опустошающего мусорные баки? А у трактора, по нескольку раз на дню поливающего (или подметающего) тротуары? И что делать с «экологическими» зонами, когда случится очередной катастрофический снегопад? Обычно на борьбу со стихией бросают всю имеющуюся под рукой технику, не взирая на ее «Евро». Уже одни только эти вопросы намекают на «мертворожденность» придуманного Минтрансом знака.

Пресс-служба Митранса по просьбе портала «АвтоВзгляд» ответила на них следующим образом: «Службы полиции, экстренной медицинской помощи и коммунальных служб закупают автомобильную технику, соответствующую экологическим нормам, поэтому необходимости делать исключение для данных транспортных средств нет.
Службы МЧС, внутренних войск МВД России, федеральной почтовой связи на сегодняшний день имеют в своих автопарках транспортные средства, которые не всегда соответствуют экологическим нормам в том или ином регионе. В этой связи для оперативности проезда вышеуказанных категорий транспортных средств для них сделано исключение».

С другой стороны, сама идея введения «экологических зон» выглядит достаточно сомнительно. Бороться с загрязнением воздуха в городах нужно. И напрашивается лежащий на поверхности способ: повышать требования к экологичности транспорта. А тут и статистика пугает данными, что в той же Москве чуть ли не треть автопарка, около миллиона машин, относятся к классу «Евро-0»-«Евро-1».

Общим местом стало утверждение, что почти 70% загрязнения столичного воздуха – на совести машин. Однако мало кто знает, что основная отрава поступает не из выхлопной трубы, а от колес. Еще десять лет назад в исследовании А.И. Хесина, М.Е.Скудатина и В.Н.Ушмодина «Канцерогенная опасность автомобильных шин», опубликованного еще в 2003 году, было показано, что до 60% от всех загрязняющих и опасных для здоровья веществ в воздухе составляют элементы истертой в мелкую пыль резины автомобильных покрышек.

Другими словами, бороться за экологию нужно совсем не с того конца. Существенно уменьшить вредное воздействие машин на здоровье людей можно. Но только лишь полным запретом въезда в «экологические зоны» вообще любого транспорта с резиновыми колесами. Включая электромобили. Но на это вряд ли кто-либо когда-либо пойдет.

Так что предложение ввести в ПДД новый знак, запрещающий проезд по признаку «Евро», это конечно хорошо. Только ничего общего с борьбой за экологию он не имеет.
Тем более, что санкция за нарушение требований такого знака не особо пугает водителя. Сейчас полагается наказание всего в 500 рублей по статье 12.16. КоАП, за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги».