Как жульничают страховые агенты

Покупая полис ОСАГО, водитель имеет дело с конкретными людьми – страховыми агентами, брокерами, представителями страховой компании... И все эти люди имеют массу возможностей для обмана автовладельца. Который может привести к отказе в компенсации ущерба.

Далеко не все страховые представители ежедневно занимаются жульничеством. Но иметь представление о том, как зарабатывают эти люди — полезно каждому автомобилисту. Для справки скажем, что они официально получают по 5-15% от стоимости каждого проданного полиса ОСАГО. Но этого многим из них кажется мало. Особенно тем, кто работает в регионах.

Устоять перед нагрузкой
Поэтому они, с молчаливого одобрения руководства филиалов, начинают «впаривать» автовладельцу в нагрузку к полису ОСАГО другие договоры. Страхования жизни, имущества и прочего. А если клиент отказывается, то не заключают договор ОСАГО под разными предлогами. То у них, якобы, нет бланков полисов, то «руководство заставляет». Все это незаконно. Тем более, что Центробанк регулярно проверяет наличие пустых бланков полисов на местах. Везде все есть. Подобная ситуация сложилась достаточно давно, о чем местные автовладельцы в курсе. Но страховые агенты нашли способ извлечь для себя пользу и из этого обстоятельства. И вот каким образом.

Полис за взятку
Приходит автовладелец к страховому агенту за полисом ОСАГО. И привычно слышит байку про «бланков нет». И столь же привычно начинает возмущаться. И тут шаблон ломается. Агент предлагает что-то вроде: давай 1000 рублей лично мне и бланк для твоего полиса найдется.Большинство клиентов соглашаются на такую схему. А агент потом отдает какую-то долю от этой тысячи своему руководству. Чтобы закрыло глаза на продажу полиса ОСАГО без «нагрузки».

Жаловаться в вышестоящие страховые инстанции, как правило, бесполезно.
Хотя бороться с этим делом можно и нужно: только поток штрафов может «вылечить» жуликоватых страховщиков. Делается это так. В идеале хорошо бы записать весь диалог с агентом на видео. Потом, с записью или без нее, идете в местное отделение Роспотребнадзора. Там вас должны выслушать и составить соответствующий протокол. На основании его компанию, чей агент отказал в продаже полиса ОСАГО, штрафуют на несколько десятков тысяч рублей.

Можно сделать чуть по-другому. Опять же, по возможности, записываем «диалоги о рыбалке» с агентом. Но в конце концов соглашаемся приобрести в нагрузку к ОСАГО еще какой-нибудь полис. Далее идем в Роспотребнадзор, жалуемся там. Но параллельно пишем претензию в страховую компанию, что, мол, желаю расторгнуть ненужный мне «нагрузочный» страховой договор и получить деньги назад. Если страховщик под разными предлогами не возвращает нашу «копеечку» добровольно – обращаемся с иском в суд. Через него взыскиваются и заплаченные страховщику деньги, и «моральный вред» от его действий, и оплата услуг юриста, если таковыми пользовались.

Опасаемся подделок
Имеются у страховых агентов и более мошеннические способы облапошить всех и вся. Самый наглый – продать автомобилисту поддельный полис ОСАГО. Им, как правило, пользуются страховые агенты, отирающиеся возле отделений МОТОТРЭР ГИБДД. Только в Москве сейчас расследуется несколько уголовных дел по подобным случаям. Прибыль мошенников превышала сотни миллионов. Бланки поддельных полисов тупо печатались в типографии и распространялись среди агентов и брокеров. Поэтому, покупая полис у незнакомого страхового представителя, обязательно следите, чтобы на бланке присутствовала вертикальная металлизированная полоса в толще бумаги. Также обязательны водяные знаки.

Проверяем лицензию
Еще один агентский способ личного обогащения – продажа полисов ОСАГО компании, лицензия которой уже аннулирована. В этом случае все денежки автовладельца продавец полиса полностью присваивает. Избежать этого просто. Достаточно не полениться и проверить состояние лицензии страховой компании через интернет. На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), например.

Утраченному – не верить
Точно также жуликоватый страховой агент может продать вам полис ОСАГО на бланке, который числится утраченным или похищенным. Проверка – тоже через интернет. Впрочем, подобный случай для автовладельца не особо страшен. Уже множество судебных решений это подтвердили. В случае ДТП добросовестному приобретателю настоящего полиса ОСАГО страховая компания все равно обязана выплатить все, что положено. Главное, чтобы водитель сохранил чек оплаты.

Без права на ошибку
Еще один способ жульничества, это когда агент при заполнении бланка полиса ОСАГО «ошибается», а потом исправляет данные. Закон не допускает исправлений. Если потом автовладельцу не повезет и он попадет в ДТП, выплат по ОСАГО ему не видать. Когда он сунется со своим исправленным полисом в страховую компанию, ему на совершенно законных основаниях откажут в выплате. Эта – непрямая схема обогащения агента. Как правило, на такие «шуточки» его неофициально подвигает начальство с помощью бонусов или штрафов.
Но автовладелец может пресечь на корню и такой вид мелкого аферизма. Достаточно потребовать заполнения нового бланка полиса ОСАГО.

Сравнительно честный бизнес
В последнее время у страховых компаний появился способ «удержания клиента», балансирующий на грани жульничества. Все проданные полисы ОСАГО заносятся в единую электронную базу данных РСА. И страховщики наловчились заносить в нее данные автовладельцев с маленькими неточностями. То цифры в паспортных данных человека местами поменяют, то буквы. То в VIN-номере машины что-то перепутают. Через год человек решает купить полис ОСАГО в другой компании. И в процессе внезапно выясняет, что его предыдущего полиса в база РСА нет. То есть никакие скидки по системе «бонус-малус» за безаварийный стаж ему не положены. Бежит разбираться в компанию, продавшую ему год назад полис ОСАГО. Там оказывается, что в ее собственной базе данных он числится. Со всем своим безаварийным стажем. Таким вот жульническим образом человека вынуждают нести деньги за ОСАГО в одну и ту же компанию. С учетом региональных особенностей типа «бланков ОСАГО нет», этот фортель смотрится уж совсем нагло!

К сожалению, пока не известно как законным образом бороться с этой «бизнес-схемой». Пожалуй, остается лишь писать жалобы в РСА. Который, судя по всему, не имеет действенных рычагов для исправления ситуации.