Справка формы 083/у: забота или вымогательство?

С недавнего времени ученики столичных автошкол, да и водители с опытом, оформляя медицинскую справку для ГИБДД, стали сталкиваться с крайне неприятным для них новшеством. Им приходится «раскошеливаться» на дополнительные обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и консультацию психолога.

Стоимость этих услуг может достигать 5000 рублей. При этом у большинства граждан возникает резонный вопрос — на каком основании им приходится платить немалые деньги и не кроется ли за новыми обследованиями банальное вымогательство? В ситуации, ставшей «яблоком раздора» между врачами и учениками автошкол разбирался корреспондент «АвтоВзгляда».

Для того, чтобы будущий водитель мог сдавать экзамены в ГИБДД (или менять «права»), ему, помимо прочего, необходимо собрать внушительный пакет документов, среди которых обязательно должна быть медицинская справка формы 083/у. В ней врачи – от терапевта до отоларинголога – ставят свои отметки о том, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания для управления автомобилем. Кроме того, в справке свои заключения дают специалисты двух диспансеров – наркологического и психоневрологического (ПНД). Раньше визит к врачам-психиатрам из последнего медучреждения не представлял для учеников автошкол никаких проблем и занимал считанные минуты. Специалисты опрашивали их на предмет травм головы и наличия хронических заболеваний. И если у пациентов они отсутствовали, то в справке формы 083/у делалась запись «Противопоказаний нет». После этого с точки зрения психиатрии будущий водитель признавался официально годным к управлению транспортным средством. Такая система была привычной для автолюбителей и успешно действовала многие годы. Однако с 1 июля 2014 года все резко изменилось.

Теперь попасть на прием к психиатру стало возможно лишь при наличии двух медицинских документов: результата электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и заключения психолога. Оформить их бесплатно будущие водители не могут: дело в том, что эти обследования не входят в перечень услуг, предоставляемых по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). Поэтому ученикам автошкол приходится тратить на эти процедуры немалые деньги – вплоть до 5000 рублей.

Еще одна проблема для них – где пройти оба обследования, ведь ЭЭГ делают далеко не во всех медицинских учреждениях столицы. Некоторые диспансеры дают своим пациентам подсказки: так, в ПНД №16, расположенном на улице Докукина (СВАО) прямо около окна регистратуры висит список из трех ближайших к диспансеру медицинских учреждений, где можно пройти необходимые дополнительные обследования. Одно из них – городская клиническая больница, где будущие водители из-за большого количества пациентов могут потерять не одну неделю, прежде чем получат нужные заключения. Что до частных клиник, то пройти там психолога и ЭЭГ можно буквально за один час — немалые деньги: от 2000-5000 рублей. Само собой, местные врачи будущим водителям только рады — ведь те приносят им существенный доход. Но на каком основании ученикам автошкол приходится идти на такие траты?

В свою защиту ПНД обычно приводят три закона-аргумента в которых, якобы, и прописано, что будущим водителям нужно проходить дополнительные обследования для получения справки в ГИБДД. Первый из них — это 65 статья Федерального закона (ФЗ) №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что в ней содержится лишь формулировка того, чем является медицинское освидетельствование и никакого отношения к платным медицинским услугам этот документ не имеет. Второе основание — постановление Правительства РФ №377 от 28.04.1993 «О реализации закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В этом документе содержится список противопоказаний для управления транспортом — так, водить нельзя при наличии эпилепсии, задержек в умственном развитии, алкоголизма, наркомании и т.д. Для их выявления (как сказано в документе) психиатры могут использовать электроэнцефалограмму и индивидуальные психологические консультации — одним словом те обследования, на которые с июля нынешнего года стали массово посылать учеников автошкол. Однако, в третьем законе-аргументе, на который ссылаются все ПНД, отправляя будущих водителей на платные обследования (23 статья ФЗ №437 от 28.12.2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения») четко сказано следующее: «В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение...».

Проще говоря, только в том случае, если врач-психиатр на приеме заподозрит у своего пациента какое-либо заболевание, мешающее тому управлять автомобилем – только тогда он имеет право отправить его на платные ЭЭГ и консультацию психолога. На практике же ученики автошколы, придя на обследование в психоневрологический диспансер, прямо в регистратуре «посылаются» на обследования за деньги, даже не попав на прием к специалистам. По сути, такая схема работы – ни что иное, как нарушение действующего законодательства, но большинство будущих водителей предпочитает не копаться в документах, а просто отдать немалые деньги за обследования, без которых можно было бы обойтись. Что касается самих ПНД — то те, очевидно, пытаются перестраховаться, посылая всех без разбора собирать дополнительные медицинские заключения в обход всех законов. Конечно, восторга такое положение дел не вызывает – но у врачей-психиатров есть один аргумент, который может их оправдать: дело в том, что выявить за несколько минут осмотра эпилептика, алкоголика или наркомана далеко не так просто. И если водитель с такими заболеваниями все-таки «проскользнет» мимо психиатра и сядет за руль, то на дороге появится очередная «бомба замедленного действия», которая может взорваться в любой момент. Защита от этого – те самые дополнительные платные исследования, которые, вызывая бесконечное возмущение учеников автошкол все же делают отечественные дороги безопаснее.