Почему не стоит «учительствовать» на дороге

Тяга к справедливости на дороге — это, конечно, чудесно. Однако самостоятельное наведение порядка на окружающем тебя асфальте – дело рискованное. Причем, не только для самих участников конфликта, но и для непричастных к нему водителей и пешеходов.

За соблюдением ПДД на дороге обязаны следить сотрудники ГИБДД. Но когда их нет поблизости, из плотной массы автолюбителей начинают выделяться «фракции». Одна под общим названием «самые умные» – те, кто не прочь объехать затор по «встречке» да по обочине. Другой подвид автомобилистов — «правдолюбов», такое поседение жутко бесит и они пытаются призвать нарушителей к порядку своими силами. Но в итоге дорога превращается в зону кровопролитных боевых действий.

Поэтому сразу скажем, что лучший способ без потерь времени, нервов, здоровья и денег доехать до цели, это неукоснительно соблюдать «Правило трех «Д» — Дать Дорогу Дураку. Последний рано или поздно и без вашей помощи найдет свой столб или встречный КамАЗ.

Не «учи» ученого
Однако в ситуации, когда тебя нагло подрезал «этот молокосос» или «эта пижонистая блондинка», ретивое, порой, взыгрывает даже у самого флегматичного водителя. И как тут не взбеситься, если только благодаря твоему экстренному торможению или отчаянному рулению «этот» не разбил тебе машину? Адреналин в крови, жмем «газ в пол», обгоняем обидчика и начинаем его подрезать, тормозить у него перед самым капотом. А если он тоже с норовом или перепугался, процесс «учительства» быстро перетекает в гоночный заезд по городским улицам в стиле известной компьютерной игры.

Не нужно этого делать. Вас мог нечаянно «обидеть» новичок, по неопытности. Устроив ему догонялки с принудительным оттормаживанием, вы сильно рискуете. Отсутствие твердых навыков вождения и стрессовая ситуация с большой вероятностью «пристыкуют» его машину прямиком к вашему багажнику. С опытным наглецом, сознательно хамящим на дороге, тоже не стоит устраивать «корриду». Он наверняка мнит себя, как минимум, младшим братом Шумахера. Ваша праведная погоня за ним либо не приведет ни к чему, либо вы оба превратите свои машины в металлолом. В последнем случае высока вероятность зацепить еще и кого-то из окружающих. Стоит ли подобный финал удовлетворения своей мимолетной ярости – каждый решает сам. И кого потом признают виновником аварии – еще большой вопрос. Объяснения в духе «он меня перед этим подрезал» никого волновать не будут.
Просто имейте в виду: по-настоящему опытному водителю на дороге не мешает никто. То есть абсолютно...


«Обочечные» битвы
Наверняка многим знакомо чувство дистиллированного раздражения от поведения «обочечников». Ты, как нормальный и законопослушный, дисциплинированно «толкаешься» в заторе, а эти нагло объезжают тебя и таких же как ты по обочине. Мало того, что пылят, так еще и встраиваются в твой ряд где-то впереди. Крадут твое время. Поэтому берем правее, сужаем для их «полосу движения» до минимума!

Справедливость торжествует – за вашей кормой вырастает длинный хвост любителей обогнать всех по обочине. Теперь и они вынуждены тянуться вперед со скоростью остальной пробки. А вам теперь придется забыть о расслабленной езде за бампером впереди идущего транспорта. Все превращаетесь в комок нервов, который будет зорко отслеживать каждую потугу ближайшего к вашему багажнику «обочечника» прошмыгнуть мимо вас вперед. А если обочина вдруг расширится? Вся ваша беззаветная общественная деятельность и прыжки по ухабам обочины – коту под хвост. Собравшийся было у вас за спиной «пелетон» с ядовитым хихиканьем пролетит вперед. Вопрос: какой смысл было с ними бороться? И это в лучшем случае.

В худшем может случиться так, что один из мастеров обочины в какой-то момент попытается протиснуться мимо вшей машины еще правее и при этом заденет ее своей. Получаем очень любопытное ДТП. Причем, с точки зрения КоАП, оба его участника – нарушители ПДД. Они же оба ехали по обочине. Штраф, согласно статье 12.15 часть 1 – 1500 рублей. Бесило, что «обочечники» крадут ваше время? Теперь придется потерять его еще больше — в ожидании приезда офицера ДПС.

Дай дорогу торопыге
Хрестоматийна и ситуация, «зеркальная» описанной выше. Тут жажда социальной справедливости подначивает водителя не пускать «обгоняльщика по встречной». Каждый из нас сталкивался с таким типами. У них вид заднего номера идущей впереди машины автоматически запускает в мозгу команду «на обгон». Эта разновидность «летчиков» обгоняет и где надо, и где не стоит, всегда и везде. Разумеется, большинство из них постоянно провоцируют аварийные ситуации, вклиниваясь в ряд в считанных миллиметрах перед вашим передним бампером: ему же «надо», он убирается с пути встречной фуры.

Раздражает, когда приходится оттормаживаться из-за «мастерского» маневра очередного такого индивидуума. Поэтому, завидев на двухполосной трассе одного из них в левом зеркале заднего вида, многие водители тут же «захлопывают калитку». То есть резко сокращают дистанцию до идущего впереди авто – чтобы не дать обгоняющему места для встраивания.

С одной стороны, это правильно. Торопыга не заставит уворачиваться от его багажника. С другой же – черевато аварией. Понятно, что вся манера езды такого «обгоняльщика» — непрерывная аварийная ситуация. Поэтому главная задача законопослушного водителя, не подыгрывать дураку за рулем в организации ДТП, а избежать его. Не дать ему вернуться в ряд можно. Но при этом мы не в состоянии спрогнозировать его дальнейшие действия. Ведь особо упертый «обгоняльщик» обязательно начнет теснить вашу машину вправо. Под встречную фуру ему явно не захочется, а отказаться от рискованного обгона «религия не позволяет».

Или он постарается встроиться перед идущим перед вами авто. Тем самым многократно увеличив риск ДТП, в котором наверняка придется поучаствовать и вам. С учетом того, что скорости на трассе не маленькие, последствия даже минимальных касаний между машинами могут быть катастрофичными.

Избежать этих ужасов просто. Заметил подлетающего «обгоняльщика» – потихоньку увеличь интервал до машины перед тобой. Пусть он спокойно встроится и продолжает мнить себя крутым гонщиком. От этой иллюзии большинство в конце концов излечиваются. Если выживают после первой серьезной аварии. Пустите его и пусть он дальше летит – вам же меньше нервотрепки и риска для жизни.

Не тормози – не тормознут тебя
Одна из самых глупых попыток «заставить выполнять ПДД» окружающих – ехать в левом ряду со скоростью, строго соответствующей ограничению в данном месте. Когда в России ввели «нештрафуемое» превышение допустимой скорости на 20 км/ч. никакого роста аварийности по этой причине никто так и не зафиксировал. Хотя бы поэтому подобная «борьба с лихачами» бессмысленна. Более того, это просто опасно.

Любой эксперт в сфере транспорта скажет вам, что поток машин, едущий без изменений скорости и перестроений между рядами, — самый безопасный и быстрый. Машина, едущая нарочито медленнее его, да еще в левом ряду – провокатор аварии. Из-за нее соседи по асфальту вынуждены менять скорость движения и перестраиваться. Поэтому человека, сознательно тормозящего всех в левом ряду, иначе как провокатором назвать язык не поворачивается. А особо возбудимых личностей такое поведение провоцирует на «учительские» подвиги.
Вывод: хочешь ехать не быстро – делай это в правых полосах. Тем более, на это и ПДД намекают.

Не тронь байкера – не придется платить
Многих, если не сказать, что почти всех, водителей раздражают мотоциклисты. На самом деле, основной скрежет зубовный вызывают, конечно, обладатели спортбайков. Попробуй среагировать на появление в зеркале заднего вида визжащего двухколесного аппарата, идущего на скорости в 2-2,5 выше, чем у основного потока.

Еще раздражает, когда мотоциклисты по междурядьям «прошивают» пробки. Автовладельцы в это время стоят и копят завистливую злобу. Не все, но многие. И потом пытаются мелко мстить. В заторе, завидев пробирающегося между машин «двухколесного», сдвигают машину поближе к соседней полосе. Или на скоростной трассе, как бы нечаянно, организуют для нагоняющего байкера «коробочку» – из своего авто и двигающегося по соседней полосе. Подобные мелкие пакости обычно обосновываются в духе: «а пусть они как все по Правилам едут»!

Формально, конечно, все верно. Но глупо. Мотоциклист все равно в конце концов тебя обгонит. А попытка «научить жизни» байкера может обойтись очень дорого. В аварии с участием мотоциклиста водитель машины, скорее всего, не пострадает – защитит железо кузова. «Двухколесный» же с большой вероятностью получит тяжелые травмы. Ведь даже специальная мотоциклетная защита стопроцентных гарантий безопасности не дает.

В итоге хороший адвокат легко может убедить суд, что водитель обязан возместить разбившемуся байкеру (или его родственникам) нанесенный вред. Компенсировать семье потерю кормильца или тяжелую инвалидность выжившему «мотобрату» – это хлопотно и накладно. Поэтому прямой резон держаться от них подальше и, тем более, не создавать лишних проблем на дороге.