Такси в России станут дешевыми, но нелегальными

Поправки в законодательство о такси, принятые Госдумой в первом чтении, сделают легальный извоз занятием малоприбыльным и опасным. Авторы законопроекта депутаты Лысаков В.И. и Москвичев Е.С. умудрились пропихнуть его сквозь первое чтение, не смотря на неодобрительное заключение Правового управления Госдумы .

Законопроект Лысакова-Москвичева декларирует «борьбу за все хорошее против всего плохого» в таксомоторной отрасли страны. Тем более, что действующее федеральное законодательство в этой сфере признается всеми заинтересованными сторонами несовершенным. Но его реформа по-лысаковски явно преследует несколько странные цели.

Не будем перечислять претензии к законопроекту со стороны Правового управления. Достаточно сказать, что штатные юристы Госдумы нашли в нем целую кучу явных противоречий действующему законодательству как в сфере регулирования таксомоторного транспорта, так и техническому регламенту. Про неточности и двусмысленности формулировок, которыми пестрит законопроекта не будем даже упоминать. Мало мальски квалифицированный правовед, изучив продукт законотворческой деятельности депутатов Лысакова и Москвичева найдет его на редкость неряшливым. Но это все ерунда, если вчитаться в суть законопроекта.

Так, например, документ предлагает ввести новую карательную статью в КоАП 14.1.3 – «извоз без разрешения», назовем ее для краткости так. Но вот какая заковыка: статья эта будет бить исключительно по физическим лицам. А про ответственность юрлиц и индивидуальных предпринимателей там ничего нет! Сей малозначительный нюанс, по мнению экспертов таксомоторной отрасли, открывает широкую дорогу для организации нелегального извоза всевозможными «диспетчерским, операторским и иным службам заказа такси». Ведь это они, согласно текущему законодательству, являются фрахтовщиками легкового такси. А не конкретный пассажир, который в нем едет.

То есть закончик Лысакова-Москвичева, фактически, легализует вывод из-под юрисдикции отраслевого законодательства так называемые «Диспетчерские службы заказа такси». Они как бы будут относиться к «сфере телекоммуникационных услуг». Но они же будут устанавливать таксомоторные тарифы. Ведь мало кто знает, что «диспетчеры» оставляют себе по 15-20% прибыли таксиста в качестве платы за «доступ к базам данных заказов». Красиво? А то!

У депутата Госдумы Александра Старовойтова к законопроекту Лысакова-Москвичева имеются совершенно конкретные претензии:
– В Россию уже пришел и объявил о массовом выходе на московский рынок такси «Uber» – интернет-приложения по вызову легкового автомобиля. В его развитее компания Google вложила свыше $10 млрд. Оно уже обвалило национальные рынки такси в 17 странах мира, включая США и Евросоюз. И российский рынок такси ждет обвал. Никто, например, из московских легальных предпринимателей не выдержит конкуренции при заявленных «Uber» 99 рублях минимального тарифа. Такая ценовая политика дотируется напрямую транснациональным Google, – с целью захвата национального рынка такси. Их не интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги. Организаторы сервиса себя дистанцируют от услуги и от ответственности за последствия ее оказания. Это абсолютно недопустимым в сфере, связанной с обеспечением безопасности людей.
Могу сказать, что в Германии 3 сентября этого года в судебном порядке запретили деятельность «Uber» – в целях сохранения национального рынка такси. А у нас – депутат Госдумы вносит законопроект, который открывает дверь расцвету нелегального извоза под крылом интернет-компаний.

Еще более красиво выглядит другое лысаковское предложение по «улучшайзингу» жизни легальных таксистов. Статья №7 его детища дает право неким, не указанным органам государственной власти субъектов РФ, право устанавливать дополнительные условия и требования к легальным таксистам: «В качестве условий получения государственной поддержки могут быть установлены дополнительные требования к цвету кузова легкового такси и срокам его эксплуатации, к водителям и специалистам перевозчика, а также к тарифу на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

Смотрится гладко, но если вдуматься, это – идеальная законная лазейка для крепкой коррупционной дружбы между таксомоторной компанией и чиновником субъекта РФ. Можно, например, денежки из бюджета через таксопарк «откатывать». А можно, дотируя за госсчет карманную таксомоторную компанию, попередушить всех легальных таксистов-конкурентов в отдельно взятом регионе. А потом устанавливать монопольные тарифы и беспощадно бороться 30-тысячными штрафами с «проклятыми бомбилами-нелегалами».