Почему Toyota, Volkswagen и GM боятся нового краш-теста

Краш-тесты – единственное доступное на сегодня средство проверки безопасности автомобилей. Испытание, проваленное BMW 5-Series, заставило встрепенуться остальных. Но скажутся ли доработки на реальной безопасности, или просто помогут пройти тест?

Самые авторитетные организации, которые сегодня проводят краш-тесты, это европейская Euro NCAP и американский страховой институт дорожной безопасности IIHS. И параметры испытаний, и оценки результатов у экспертов Старого и Нового Света мало того что различаются – в Америки требования немного строже, так еще и постоянно меняются. И производители зачастую подстраиваются под параметры тестов, а не к реальным условиям, которые практически невозможно сымитировать досконально.

Так, при фронтальном ударе о деформируемый барьер имитируется удар об автомобиль такой же массы и таких же габаритов, что и тестируемый. Однако в настоящей жизни компактный хэтчбек скорее всего врежется в лоб полноразмерному седану. При проведении подобных испытаний – когда smart сталкивались в краш-тесте с Mercedes-Benz С-Class, было признано, что выданные по стандартной системе высшие баллы далеки от суровой правды жизни.

С недавних пор в систему оценок стали включать ассистенты помощи водителю, такие как автоматическое торможение, предупреждение о возможном столкновении и прочие помощники. Без их наличия высший балл получить стало невозможно, а в Европе планируется в ближайшее время закрепить законодательно, как когда-то стали обязательными уже в базовом оснащении АБС и система стабилизации. 

Главный же кошмар для автопроизводителей сегодня – это появление в 2012 году (первое изменение с 1995 года) нового испытания в американской системе – удара о недеформируемый (в Европе по-прежнему используется деформируемый) барьер с 25-процентным (вместо 40-процентного) перекрытием со стороны водителя на скорости 64 км/ч. Он имитирует лобовой удар о столб или дерево. И первые же автомобили, которые разбили по новой системе, краш-тест провалили, хотя раньше их безопасность была признана достаточной.

На днях IIHS провел очередную серию таких краш-тестов, в которой приняли участия три седана бизнес-класса: BMW 5-Series, Infiniti Q70 и Lincoln MKS. И только японский седан показал себя достойно в этом испытании и даже получил высшую оценку TOP SAFERT PICK+. Аналогичный балл автоматически присвоили предшествующей модели М, которая практически не отличается в плане безопасности от новой модели.

А вот «пассажиры» Lincoln MKS и BMW 5-Series «не выжили» в этой «аварии». Самая низкая оценка у американского седана, но и «немец» немногим лучше: при ударе передняя панель выдвинулась навстречу водителю на 30 сантиметров вглубь салона, и все же подушки безопасности удержали голову и тело «водителя» и уберегли от серьезных повреждений.

Показательны последствия краш-теста. Одновременно концерны Volkswagen AG, General Motors и Toyota Motors попросили отложить испытания моделей Audi A6, Cadillac CTS и Lexus GS. Производители заявили, что намерены внести изменения в конструкцию своих машин, чтобы сдать экзамен. И наверняка преуспеют в доработке, подогнав безопасность под определенные имитации аварий. Только вот насколько эффективной окажется модернизация для реальной безопасности?

Бесспорно, многие испытания Euro NCAP и IIHS улучшили безопасность выпускаемых автомобилей и сделали обязательными для законодательства многие рекомендации, например, использование ремней безопасности и подушек безопасности, той же системы стабилизации, попутно, правда, приведя к увеличению стоимости автомобилей. Безопаснее стала и конструкция машин, она надежнее защищает пассажирскую клетку. И все же сама система краш-тестов по-прежнему помогает автопроизводителям во многом подгадывать параметры машин для хорошего прохождения имитации, а не реальной аварии.