Новые Smart: чтобы выжить

С 1998 года, когда на свет появился Smart Fortwo — один из самых компактных серийных автомобилей в мире, концерну Daimler удалось продать более 1,5 млн. экземпляров модели. По миру также разошлось около 130 000 четырехместных Forfour, но бренд так и не принес прибыли. Есть ли шанс у нового поколения?

100 000 экземпляров в год — таков порог продаж Smart, превзойти который немцам пока не удалось. Им нужно продавать вдвое больше, чтобы начать извлекать из этих машин хорошие прибыли, поэтому Daimler пошел на сделку с французами из Renault. Первым дебютировал хэтчбек Twingo, который стал заднеприводным, пересев на платформу Smart. Теперь настала очередь Smart Fortwo и Forfour. Экономия при разработке и три итоговых модели вместо двух позволят, возможно, минимизировать череду финансовых неудач проекта.

Представляя журналистам новые Smart в Берлине, руководство марки не скупилось на эпитеты, называя обе модели не иначе, как прорывом. Однако платформа осталась в целом прежней, инженеры сохранили и модифицировали заднюю подвеску типа «Де-Дион», в переднюю каким-то образом добавили элементов от Mercedes-Benz C-Class предыдущего поколения и заявили, что Smart Forfour теперь почти такой же, как Fortwo, а не перелицованный Mitsubishi Colt.

Крути-верти, паркуйся

Двухместный Fortwo остался прежним по длине (2695 мм), колесная база не изменилась (1873 мм), зато на 10 см увеличилась ширин. То есть перед нами по сути та же машина, только места для перпендикулярной парковки для нее требуется больше. Зато диаметр разворота по бамперам сократился с 8,75 до 7,3 метра, что выглядит круто. Четырехместный Smart, наоборот, стал неповоротливее — диаметр разворота у него вырос с 8,75 до 8,95 метра, притом автомобиль уменьшился в длину с 3,75 до 3,49 метра.

Дизайнерам удалось увеличить объем багажника Smart Fortwo с 220 до 250 л (350 л при загрузке под потолок). Smart Forfour в этом плане выглядит и более, и менее практичней: его багажник составляет крохотные 185 литров (255 под потолок), но если сложить спинки задних кресел, то получится уже 730 литров (975 при загрузке под потолок), а можно еще отодвинуть спинку переднего пассажирского сиденья, тогда длина отсека вырастает с 1,29 до 2,22 метра.

Оба «Смарта» будут предлагаться исключительно с 3-цилиндровыми бензиновыми моторами. Атмосферный двигатель объемом 999 куб. см выдет 71 л.с. и 91 Нм крутящего момента (при 2850 об/мин). Агрегат объемом 898 куб. см будет представлен в турбированной версии мощностью 90 л.с. (135 Нм при 2 500 об/мин), а позже появится и его атмосферная версия мощностью 60 л.с.

Но главное, что Smart, наконец, получили 5-ступенчатую механическую трансмиссию — раньше такой роскоши у покупателей не было. В качестве альтернативы предлагается 6-ступенчатая роботизированная трансмиссия twinamic с двумя сцеплениями. И это хорошая новость не только для россиян, но и для всех европейцев, который также «плевались» от прежнего «задумчивого робота» с одним сцеплением.

EuroNCAP всех рассудит

Ездовой комфорт нам обещают сделать лучше, чем прежде. Для этого увеличен ход пружин, а в первичной комплектации используются шины с усиленными боковинами. За доплату будет предлагаться спортивное шасси, которое уменьшает дорожный просвет на 10 мм и делает пружины чуть жестче.

Вообще же, у новых Smart много чего будет за доплату. Оборудование базовой комплектации крайне скудное: система стабилизации, пять подушек безопасности (две фронтальные, две боковые и одна коленная), система помощи при старте в гору, светодиодные огни дневного хода, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъемники (для Forfour только передних дверей, задние — створки) и бортовой компьютер с монохромным экранчиком приборной панели и датчиком внешней температуры.

В новых Fortwo и Forfour нет ни кондиционера, ни электроусилителя рулевого управления, зато есть круиз-контроль с ограничителем скорости и система подавления кренов кузова при боковом порыве ветра — опции, за которые в краш-тестах EuroNCAP могут дать дополнительные баллы.

А они ой как понадобятся новым Smart, ведь если испытания окажутся провальными, то ни о какой прибыльности речи идти не будет. Пока немцы приводят собственные данные: мол, мы столкнули Smart с Mercedes-Benz S- и C-Class и оценили результаты как хорошие. Что это значит — пока загадка, но EuroNCAP всех рассудит. Усилить безопасность можно за счет опциональных систем автономного торможения, работающей на скорости от 7 до 90 км/ч в случае «встречи» с неподвижным объектом, и слежения за дорожной разметкой.

Уровень оснащения базовых Smart можно также поднять за счет линий исполнения под названием Passion, Prime и Proxy. В какой-то из них будет кожаное рулевое колесо с кнопками, 3,5-дюймовая цветная приборная панель, а также подогрев сидений. За доплату можно будет получить аудиосистему JBL от фирмы Harman с 6-канальным усилителем и восемью колонками для Fortwo и 8-канальным усилителем и 12 колонками для Forfour. В багажнике может располагаться сабвуфер, который с целью экономии пространства может быть демонтирован. В центральной консоли за ваши деньги появится сенсорная панель либо более бюджетное решение — крепление для смартфона, к которому уже выпустили приложение smart cross connect.

Что, где почем

Европейские продажи стартуют в ноябре 2014 года, но в России новые Smart появятся только под конец 2015 года. Как утверждают немцы, стоимость Fortwo третьего поколения не будет отличаться от модели нынешней генерации, а версия Forfour с тем же двигателем будет примерно на 600 евро дороже.

В Германии нынешний Fortwo стоит от 10 455 евро, в России 70-сильный двухместный автомобиль — от 550 000 рублей. По примеру Mercedes-Benz, в первый год будет доступна эксклюзивная комплектация edition #1 с оранжевым окрасом клетки безопасности и белым и серебристым кузовом для Fortwo и Forfour соответственно. Smart Fortwo продолжат выпускать во французском городке Смартвилль, в который вложили 200 млн. евро для модернизации. Forfour пропишется вместе с Renault Twingo на словацком предприятии в городе Ново-Место.