Чем полезно расширение зоны платной парковки в Москве

Процесс создания платных парковок в городах запущен. Однако, для того, чтобы превратить это издевательство в работоспособную инфраструктуру, нужна категоричность и последовательность, которых властям и не хватает.

Пока московское правительство не возьмется за ум и не перестанет барахтаться в противоречиях, оно продолжит проблемы будут копиться, как снежный ком.

Департамент транспорта Москвы подписал очередной документ, предполагающий расширение зоны платной парковки в столице в пределах ТТК. С 25 декабря за деньги оставлять машину придется еще на 405 улицах в 17 районах Москвы: Хамовники, Тверском, Беговом, Хорошевском, Аэропорт, Савеловском, Марьина Роща, Мещанском, Красносельском, Басманном, Таганском, Южнопортовом, Замоскворечье, Якиманка, Донском, Даниловском, Лефортово.

По словам муниципальных депутатов, при участии которых формировалась новая зона платного паркинга, стоянки появятся на наиболее загруженных участках вблизи торговых и бизнес-центров, станций метро, железнодорожных станций, рынков, парков, скверов и других точек сосредоточения автомобилистов, не затрагивая при этом дворовые территории. Стоимость парковки составит 40 рублей в час. Власти обещают, что резиденты получат льготные абонементы. И это верный путь: без дальнейшего расширения и без того хромающая на обе ноги система платного столичного паркинга перестанет работать окончательно.

Процесс создания платных парковок в Москве, начавшийся с маленькой экспериментальной зоны в историческом центре в ноябре 2012 года, уже необратим, так что единственный способ все наладить – сделать парковку платной практически во всем городе. Как бы странно это ни звучало. Пока существуют границы платных зон, по привычке проведенные по окружностям Садового, Третьего и любого другого московского кольца, автомобилисты будут искать способы сэкономить, оставляя машины перед этими границами.

Взывать к гражданской сознательности и к соблюдению моральных и этических норм в данном случае бесполезно, поэтому,чтобы платные парковки стали адекватной частью жизни огромного города, нужно просто лишить людей какой-либо альтернативы.

Когда житель пригорода Парижа отправляется в столицу на машине, он плюется в воображаемого Франсуа Олланда за все его поступки на посту президента Франции и заодно в Саркози, ругается на столичный трафик и систему указателей, но припаркуется он в нужном месте и, костеря муниципалитеты за поборы, берет из паркомата квиток.

Пресловутая европейская сознательность? Да забудьте этот миф! Как и в случае с доносами, дело в организации платных парковок, а не мозгах пользователя. Когда российский турист на личной или арендованной машине едет по Берлину, ему тоже не приходит в голову, что он имеет незыблемое право, врученное ему вместе с водительским удостоверением, оставить свой автомобиль там, где посчитает нужным. Он готов к тому, что под торговым центром будет парковка – скорее всего, платная, что в историческом центре города будет ограничено движение и платные стояночные места, что платить нужно даже за линии разметки под балконом в спальном районе. Но эта мысль почему-то не дает ему покоя в родной Москве. Конечно, ведь он – гордый российский автомобилист, который привык соблюдать определенные правила в гостях, но не привык следовать им дома.

В США с их высоким уровнем автомобилизации, более того – инфраструктурной невозможностью доехать без авто даже до ближайшего молла, городские стоянки стали платными еще в 30-х. Европа переняла этот опыт в 60-х. А Россия – только сегодня, да и то в худшем виде из всех возможных – намалевав на правой полосе соответствующую разметку и развесив запрещающие и информационные знаки.

Но привычка – вопрос времени. В «Московском паркинге» есть и другие проблемы – хаотичность. Платная парковка в пределах Бульварного? Отлично, машину можно бросить на Садовом и поехать на метро. В результате первых экспериментов скорость движения внутри Бульварного кольца возросла, а на Садовом, напротив, снизилась. Машин там стало больше. Как только ввели плату и там, взвыли жители ближайших районов, поскольку приезжие заполонили дворы. В итоге, на улице с платной парковкой стоят два-три автомобиля, а на параллельной, бесплатной же авто стоят в два ряда, занимая проезжую часть вместе с тротуаром. И это логично.

Активно московские водители обсуждают ненавистные эвакуаторы, которые, если верить многочисленные жалобам, чаще увозят те автомобили, которые проще забрать. Которые стоят дороже (поскольку ценник на перемещение авто зависит от мощности двигателя). Но не те машины, что реально мешают движению.

Настоящей бедой стала парковка «елочкой». Согласно ПДД в разрешенном месте без указания способа парковки авто необходимо ставить параллельно проезжей части, но для экономии места автомобилисты ставят их под углом. Так больше машин влезает, но это нарушение правил парковки и такие авто подлежат эвакуации.

Однако с проблемами сталкиваются не только соответствующие службы, но и законопослушные водители. Желающие заплатить за стоянку и не беспокоиться об эвакуаторах до сих пор сталкиваются с проблемами оплаты. Паркоматы принимают только банковские карты. Далеко не всегда водителю понятно, где он расположен. Но даже если он нашел заветный столбик, совсем не факт, что он работает. Оплата через SMS тоже грешит сбоями, а также имеет ограничения для определенных пользователей.

Проблемы есть и у резидентов. Если поначалу они касались только трех домов около Кремля, то теперь жалоб все больше. Особенно это касается новых территорий, где платная парковка вводится раньше, чем начинается выдача разрешений.

Если отбросить наши собственнические интересы и зависимость от своих автомобилей, стоит признать: московские власти в хлопотном и неблагодарном деле организации платных парковок находятся только в начале очень трудного пути, который европейские столицы прошли много лет назад. Но раз Москва вступила на этот путь, нужно учесть чужой опыт. Понятно, что не все решения будут популярными, но в таком случае политика должна быть последовательной. Половинчатые решения тут не пройдут.