Как подготовиться к росту цен в автосервисах

В самое ближайшее время россиян ждет подорожание не только машин, но и запчастей, и услуг автосервисов. И, пожалуй, для экономии бюджета автовладельцам стоит задуматься о переходе от «официалов» в независимые техцентры.

В то время, как покупатели штурмуют автосалоны, тщетно стремясь успеть в последний момент реализовать давнюю мечту о смене или приобретении «железного коня» (а заодно и избавиться от худеющего рубля), эксперты говорят о неизбежном увеличении затрат на его содержание и советуют не откладывать покупку запчастей, а также провести плановое ТО и ремонт уже сейчас.

Первыми все прелести подорожания почувствуют на себе клиенты официальных дилеров и их сервисов. «Официалы» жестко ограничены в выборе запасных частей и оборудования для ремзон. Для сохранения статуса «официального сервиса» со всеми его благами, среди которых и очень важная для современных «компьютеров на колесах», информационная поддержка производителя, эти сервисы должны придерживаться корпоративных правил и норм.

Максимум, что могут позволить себе «официалы», так это попробовать договориться с автопроизводителями о смягчении ценовой политики и отпускных цен. Другой возможный путь — реанимация и продвижение проектов подобных «Белому сервису». Программу несколько лет назад пытались внедрить несколько российских дилеров. Суть ее заключается в том, что «официалы» начали предлагать услуги постгарантийного сервиса с использованием материалов от производителей aftermarket. Должного распространения новация не получила — никакому представительству не нравится, когда клиент может купить вместо «фирменных» колодок или сайлент-блоков ту же самую продукцию в коробочках TRW и Lemforder, но дешевле.

Независимым сервисам и их оптовым поставщикам удержать цены на запчасти проще. Они могут не только свободно поставлять «неоригинальные» детали, но и в ряде случаев приобретать тот же самый «оригинал», но дешевле. Достигается это гибкостью в работе с крупными оптовиками и их ценами в разных странах. Типичный пример – поставка оригинальных запчастей для японской техники из ОАЭ иногда обходится на 50% дешевле по сравнению с прямым заказом из Японии.

Теоретически, «официалы» могут прибегнуть к демпингу для уничтожения конкурентов из независимой индустрии автосервиса, а затем взвинтить цены, окупив издержки. Но, скорее всего, такого не произойдет. Ведь основной клиент «независимых» — владельцы машин от трех до восьми лет. Ими «официалы» пока еще в массе своей «брезгуют» — слишком много возни, мешающей потоковой работе, обеспечивающей равномерную загрузку ремзоны. Исключение — различные программы Selected и трейд-ин.

Что же до роста цен на сами запчасти, то по мнению специалистов, сильнее всего будут дорожать «расходники» — различные фильтры, детали подвески и торомозной системы, технические жидкости. Больших запасов здесь создать трудно, а каждая новая партия в рублевом эквиваленте неизбежно будет дорожать вслед за курсом.

Говоря о стоимости запчастей, специалисты отрасли считают, что свою роль сыграет и фактор логистики. Дольше всего удастся удерживать цены брендам, имеющим логистические центры и склады в России. Они будут держать их до последнего («последнее» наступит в марте, когда начинается повышенный сезонный спрос), а разницу в скачке курса амортизировать за счет собственной прибыли.

А вот бренды, поставки которых идут к нам напрямую из Европы и привязаны к курсу евро, ждет подорожание в режиме реального времени. К весне рост цен на их продукцию составит не менее 30% по сравнению с началом декабря 2014.

Подорожание услуг автосервисов будет поэтапным – оно зависит не только от поставок и цен на запчасти, но и на оснащение ремзоны. По словам директора ИД «Автомобильное время» Марины Белоглядовой, продажи автосервисного оборудования уже «встали» и в 2015 году на рынке останутся только сильнейшие поставщики:

— Тут следует понимать, что производители автосервисного оборудования и запчастей, как правило, имеют клиентов в 4 секторах: «А» — официальные дилерские холдинги; «B» и «B+» — крупные авторизированные СТО и «С» — «гаражки». И в каждом сегменте ситуация складывается по-разному. — поясняет госпожа Белоглядова. — В сегменте «А», где допустимо только омологированное дорогое немецкое или итальянское оборудование, продажи уже полностью встали. Поток клиентов дилершипов снизился, а все программы для постгарантийных клиентов «3+» и «5+» ожидаемого эффекта не дают. В сегменте «B» и «B+», с одной стороны — прилив в ремзону клиентов из сегмента «А», а с другой — приостановки закупок оборудования и материалов, приобретаемых за евро. Думаю, что уже к марту данный сегмент перейдет на покупку китайского оборудования. В сегменте «С» все расходы сейчас сводят к минимуму. Даже крупные поставщики начинают продавать запчасти не мелким оптом, а поштучно, автосервисное оборудование не закупается...

Как пояснил порталу «АвтоВзгляд» генеральный директор одного из крупнейших российских оптовых поставщиков aftermarket – «БЕРГ Холдинг», Дмитрий Кондратьев, изменение цен на сервис и запчасти диктует политика поставщиков, ряд которых уже осенью поднял цены на 15%. Некоторые дают рынку прайс-лист, фиксированный в твердой валюте, кто-то пересматривает его раз в квартал, а кто-то вообще принимает индивидуальные решения по конкретным позициям и контрактам. В рублях в меньшей степени дорожает продукция отечественного производства, в зависимости от того, какой процент импортных комплектующих используется в деталях.

Глава «БЕРГ Холдинг» не исключает, что сегодняшний ажиотаж на валютном рынке и удвоившийся курс евро по отношению к рублю может привести к такому же увеличению цены на товары, стоимость которых привязана к валюте. Прогнозировать размер повышения цен можно также только на основании динамики курса рубля к евро. При этом, повышение цен на импортную продукцию производится производителями с некоторой задержкой в зависимости от динамики роста курса рубля. Еще с небольшой задержкой оно «докатывается» до потребителя. Здесь на руку клиентам играет наличие товарных запасов старых закупок:

— По моим прогнозам, стабилизация цен наступит примерно через четыре-шесть месяцев после стабилизации курса рубля», — считает Дмитрий Кондратьев.

По мнению многих специалистов, спасителем «независимых» сервисов и их клиентов станет Китай. Именно продукцией китайских заводов поставщики деталей будут заменять детали из Европы, США и Японии для европейских, американских и японских марок. Этот процесс уже давно идет полным ходом, ведь многие именитые производители продали лицензии на выпуск своих моделей или близких к ним аналогов китайцам. Обратной стороной станет ухудшившееся качество ремонта и сократившаяся ходимость деталей. Впрочем, это не помешает клиентам делать выбор в сторону более дешевых комплектующих. Как заметил один из наших собеседников, работающий в строительном бизнесе, «даже в благополучный период начала 2014 года китайский экскаватор даже после «честной» растаможки стоил дешевле, чем его аналог Volvo калужской сборки. Сейчас соотношение в пользу китайцев изменится еще больше. За именитыми брендами останутся узкие ниши — очень богатые заказчики типа «Газпрома» и случаи, когда к технике предъявляются исключительно высокие требования по надежности или наличию каких-либо уникальных технических характеристик, остальные будут экономить на всем. В том числе и на оборудовании для ремонта и деталях».

Для самой клиентуры автосервисов ситуация пока не критическая, считает госпожа Белоглядова. Повышения стоимости услуг на 15% в ближайшие дни ждать не стоит. Но оно обязательно произойдет позднее. Те, кто, отказавшись от гарантии или владея постгарантийным авто, обслуживается в независимых сервисах явно пострадают меньше тех, кто привык чинить машину у «официалов».

В несколько более выгодном положении чем владельцы «европеек», окажутся хозяева корейских, японских и и китайских машин. Разница курса этих национальных валют по отношению к рублю не такая скачкообразная, как к евро-доллару, плюс заказы на партии запчастей оптовики оплачивают за несколько месяцев и формируют по пред-заказам своих клиентов. Поэтому запчасти для «корейцев», «китайцев» и «японцев» так стремительно дорожать не будут. К тому же, поставщики этой продукции постараются держать цены, чтобы увеличить долю рынка.

Между тем, наибольшие проблемы для автомобилистов составит не рядовое ТО, а ремонтные работы и случае необычных поломок. Стремясь сократить издержки, часть поставщиков и производителей (особенно отечественных) будет сокращать ассортимент, пользующийся наименьшим спросом, что может привести к дефициту.

Говоря о том, какое решение станет наилучшим для автолюбителя в нынешней ситуации, глава «БЕРГ Холдинг» посоветовал не откладывать покупку запчастей и аксессуаров до лучших времен, а воспользоваться тем, что сейчас у многих розничных магазинов еще сохранились старые цены: «сейчас хорошее время для того, чтобы найти выгодное предложение в рознице, по сравнению с грядущим повышением цен».

Что в итоге? Думается, что самое правильное решение для автомобилиста — не откладывая отправиться на диагностику своего авто, а затем провести срочный ремонт и замену ресурсных узлов и деталей. Расходы — серьезные, но оправданные. Что же до жизни после нового года, то в ближайшей перспективе мы увидим повторение 90-х. Клиент активно пойдет в независимые сервисы, предлагающие умеренные цены и не выкручивающие руки из-за самостоятельной покупки необходимых для ремонта и обслуживания запчастей и материалов, даже не смотря на потерю гарантии. А наименее богатые автовладельцы пополнят клиентуру «гаражей» или начнут вспоминать навыки самостоятельного ремонта...