Казахский автопром присматривается к России

В Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) видят в нынешнем финансовом кризисе и остановке производственных линий «иномарок» в России отличный шанс для казахского автопрома получить заметную долю в бюджетном сегменте нашего автомобильного рынка.

Известия об остановке производств «Автотор», Ford, «ПСМА Рус», Renault и Volkswagen стали для казахских предприятий поводом повнимательнее посмотреть на рынок северного соседа, а ряд местных экспертов даже заявил, что нынешнее положение дел в России дает казахским автозаводам отличный шанс. «В этой ситуации рынок Казахстана будет переживать не самые лучшие времена, но отечественные производители получат безусловный шанс на завоевание более высокой доли рынка внутри страны, а также на экспорт в пределах обновленного Таможенного союза, куда сейчас вступают новые участники», - заявили в АКАБ.

История автопрома Казахстана началась в августе 1996 года, когда компания «Достык-Интеравто» и корейская LG International подписали соглашение об организации совместного автосборочного производства. В марте 1997 года на мощностях станкостроительного завода в Алма-Ате началась отверточная сборка кроссовера «Тулпар» (Kia Sportage). В апреле 1997 года был презентован первый экземпляр «Тулпара», который подарили президенту Назарбаеву, а в 1998 году сборочный цех закрылся. Всего же за 20 лет существования суверенного Казахстана в стране прошло несколько шумных кампаний с объявлением начала производства своих автомобилей, но лишь некоторые из проектов можно считать относительно успешными.

Основным автопроизводителем республики сегодня является «Азия-Авто», которая ведет крупноузловую сборку «Лада 4Х4», Skoda Octavia и Superb, Chevrolet Lacetti, Epica и Captiva, а также KIA и SsangYong. Другой производитель - «Сарыарка АвтоПром» выпускает семь моделей SsangYong и автомобили ZAZ Chance.

Этим летом в городе Костанай на мощностях «АгромашХолдинг» начато производство внедорожников Toyota Fortuner. Примечательно, что в российском представительстве компании возможность продаж этого авто в нашей стране тогда отмели категорически, поскольку она составила бы конкуренцию более дорогому пикапу Hilux. Впрочем, в нынешних условиях ситуация может кардинально измениться, и многие из 3000 Fortuner, сборка которых предусмотрена соглашением, будут проданы в России.

Но, как бы то ни было, занять приличное место в российском бюджетном сегменте казахам будет весьма сложно. Дело в том, что за год в республике собирают не более 53 тысяч автомобилей. Вторая проблема: неспособность местных производителей предложить конкурентные цены. Третья – необходимость согласования ценовой политики с официальными представительствами автомобильных брендов в России.