Топ-10 самых популярных моделей октября

Статистика – вещь крайне лукавая. Судя по октябрьским отчетам о продажах новых авто, ситуация на российском авторынке стала потихоньку выправляться, однако падение остановить не удалось. Несмотря на скидки, акции и даже на программу утилизации.

Исходя из отчета Комитета автопроизводителей АЕБ, в октябре продажи новых авто снизились на 9,9%. То есть в автосалонах не досчитались 23,1 тысячи клиентов. Всего же за месяц дилеры продали 211 365 машин. Таким образом, абсолютная разница по сравнению с прошлым 2013 годом продолжает увеличиваться. И если текущие тенденции сохранятся, к концу декабря рынок просядет на 15-20%.

Это, мягко говоря, расходится с теми цифрами, которые АЕБ строил в начале года. Тогда все сетовали на сложную ситуацию, но уверяли, что продажи упадут не более чем на 5%. Но по ряду субъективных и объективных причин сбыться тому не суждено.

К слову, о том, что в ближайшее время ситуация не выправится свидетельствует множество факторов. Однако весьма актуальным тут может стать существенное снижение доли кредитных авто. Если в прошлом году доля таких машин в общей массе продаж составляла почти 50% (без учета кредитов «на неотложные нужды», взятые для покупки авто), к настоящему моменту она снизилась до 35-37% и продолжает падать.

Притом, никаких признаков возможного роста спроса на рынке по-прежнему не наблюдается. Программа утилизации – временная мера, которая, в итоге, позволила слегка улучшить положение компаний, решившихся на создание собственных заводов в России, а дилерам – пережить этот месяц. В то же время с начала ноября цены на авто повысили практически все основные игроки на авторынке, что в итоге лишь усугубит ситуацию со спросом.

И все же, программа утилизации принесла некоторое облегчение, правда, не всем и не везде. Из первой десятки брендов, к примеру, «в ноль» или «в плюс» сработали лишь четыре производителя. В первом случае речь про Toyota, во втором, про АВТОВАЗ, Mitsubishi (обе компании закончили месяц с ростом в 1%) и Skoda – плюс 5%. Остальные же в глубоком минусе. Если же приводить результаты с января по октябрь, ситуация еще плачевнее: у Toyota – ноль, у Nissan – плюс 11%, у других – кризис. Притом, стабильно валятся сейчас даже державшиеся до последнего Renault и Hyundai.

Впрочем, в данном случае говорить мы будем о конкретных моделях, вошедших в десятку лучших по итогам конкретного месяца. Ибо в свете повышения цен, обвала рубля и ухудшения экономической ситуации, их результаты (вкупе с результатами ноября и декабря) позволят определить когорту наиболее лояльных к своим покупателям марок, а также, перечень наиболее востребованных во время кризиса моделей.

LADA Granta: плюс 3450 машин

АВТОВАЗ, наверное, оказался главным выгодоприобретателем от запуска программы утилизации. Практически все модели марки выросли, а Granta показала рост, как в лучшие годы. Октябрь 2013-го закончился для нее с результатом 13 357 экземпляров, минувший месяц – 16 807 автомобилей.

Однако, если посмотреть на общий результат, от прошлогоднего графика российский бестселлер отстает уже на 13 000 машин. Очень много, даже несмотря на заморозку розничных цен.

Hyundai Solaris: плюс 831 машина

Некоторое время назад Hyundai Solaris рассматривался как главный кандидат, способный занять верхнюю строчку пьедестала: его продажи стабильно росли, продажи LADA Granta при этом стабильно снижались, но кризис перевернул все с ног на голову. Особого облегчения, как видно не принесла и программа утилизации: 10 569 машин против 9 738 годом ранее. Фактически же модель идет в соответствии с прошлогодним графиком – 95 008 и 95 495 экземпляров соответственно – учитывая скорость падения рынка, корейцы могут быть довольны.

KIA Rio: минус 1 055 машин

Продажи KIA Rio падают не первый месяц. Минувший месяц исключением не стал: у модели очередная недостача, причем довольно существенная. Если год назад в октябре было продано 8 155 машин, в октябре этого – 7 100 экземпляров. Впрочем, объясняется все, судя по всему, довольно просто – падение доли «кредитных покупателей», которых в последнее время у марки было до неприличия много.

Кстати, у Solaris ситуация во многом схожа, но Hyundai при этом гораздо активнее работает с корпоративными клиентами. Кроме того, далеко не последнюю роль в его случае сыграла достаточно громкая рекламная кампания, приуроченная к выходу рестайлинговой версии модели. Rio обзавелась аналогичными узлами и тем же оборудованием, но в то же время обошлась без массированной пиар-поддержки.

LADA Largus: плюс 796 машин

Наряду с Granta и грядущей Vesta полурумынский Largus является одной из наиболее перспективных моделей LADA, что, собственно, подтверждают и продажи – 6 561 экземпляров. С момента запуска спрос на него сам по себе практически не снижался, если продажи и проваливались, то по причинам производственного или логистического характера. Впрочем, следующие несколько месяцев будут для него определяющими, особенно в свете выхода новых модификаций Cross и VIP.

Renault Logan: плюс 2 176 машин

С «камбеком» Renault Logan все предельно понятно, во всяком случае, неожиданным его не назовешь. Две генерации, приемлемые ценники, заслуженный авторитет, плюс программа утилизации, гарантировавшая вполне приличную по меркам сегмента скидку. Отсюда, собственно и более 2 000 машин прироста (6 556 против 4 380 авто годом ранее). Кстати, Logan мог оказаться и на четвертой позиции: от Largus его отделяют какие-то пять экземпляров...

Renault Duster: минус 1 959 машин

Вот кроссовер Renault Duster, в отличие от своего ближайшего родственника, по совместительству являющегося еще и его донором, в течение нескольких месяцев пожинает плоды некогда ажиотажного спроса. Дорогие версии целевой аудитории сегодня, мягко говоря, не по карману, а дешевых в салонах днем с огнем не сыщешь. В итоге, с прошлогодних 7 737 авто модель скатилась до 5 778 экземпляров. И это несмотря на программу утилизации, призванную поддержать продажи именно таких автомобилей. Теперь же программа подходит к концу, цены растут, а ситуация на рынке только ухудшается. Иными словами, продажи Duster, очевидно, продолжат падать теми же темпами.

LADA 4x4: минус 172 машины

Небольшое падение спроса на классическую «Ниву», по большому счету, удивлять не должно: ибо по факту она является самой архаичной машиной АВТОВАЗа. Кроме того, в сентябре и октябре объемы ее выпуска были несколько ограничены в связи с подготовкой к запуску модернизированной версии Urban. Она же, вероятно, сдерживает и клиентов – ездить с кондиционером, с электрическими приводами стекол и зеркал во втором десятилетии XXI века хотят все, даже покупатели самых дешевых и брутальных авто.

Nissan Almera: плюс 2 480 машин

Судя по всему, Nissan Almera постепенно превращается в главный российский автомобиль-такси. По крайней мере если говорить о столичном регионе и городах-миллионниках. Так или иначе, но спрос на машину продолжает расти весьма приличными темпами. По сути, динамика тут даже выше, чем динамика Logan, хотя на самом деле мы говорим об одном и том же автомобиле. Впрочем, все это лирика. Модель в настоящее время пребывает в состоянии «накопления первичного капитала», поэтому, чтобы оценить реальный спрос и перспективы, придется подождать.

LADA Kalina: плюс 344 машины

Как ни странно, но программа утилизации на LADA Kalina почти не повлияла. Скажем больше, судя по всему, она ей даже во вред пошла. В августе модель прибавила к своим прошлогодним показателям больше 1,3 тысячи автомобилей, в сентябре – 400 машин, в октябре же дилеры продали 4 804 экземпляра, то есть рост замедлился еще сильнее. Впрочем, причиной тому может стать ожидание поступления в продажу версии Cross. Если это действительно так, в ноябре-декабре мы увидим взрывную динамику, если нет – стабилизацию спроса.

VW Polo: минус 2 442 машины

Ирония судьбы: VW Polo был первым седаном класса В+, предложенным российскому авторынку, теперь же он вынужден глотать пыль за конкурентами. В то же время, одним из явных преимуществ модели остается стабильность – начиная с августа дилеры продают порядка 4 000 экземпляров в месяц. И если в дальнейшем ситуация будет развиваться подобным же образом, из Топ-10 машина в ближайшее время точно не вывалится.