В этом году нас ждут безденежье, дорогие машины, и относительно дешевый бензин

Успокоившийся в последнее время курс рубля позволяет строить робкие прогнозы на ближайшее будущее российского автомобилиста и авторынка в целом. Девиз 2015 года: стабильный пессимизм.

ДОЛЛАР – ВСЕМУ ГОЛОВА

Первый зампред ЦБ Алексей Симановский считает, что в 2015 году «не должно быть каких-то резких всплесков с точки зрения курса рубля по отношению к валюте». Судя по происходящему вокруг, к оценке чиновника можно прислушаться и попробовать представить, что ждет автомобильную сферу нашей страны в ближайшем будущем. Главное что определяет нашу жизнь, – мировые цены на нефть. Уже который кризис подряд мы убеждаемся в этом, но выводов для себя на будущее все никак не сделаем. Как бы то ни было, но, скорее всего, цена «черного золота» в текущем году будет крутиться вокруг $55 за баррель. А значит курс доллара по отношению к российским дензнакам составит в 2015 году не менее 55-60 рублей за доллар.

«ОСТАВЬ НАДЕЖДУ...»

Исходя из курса рубля, можно представить ситуацию на рынке новых авто. В конце прошлого и начале нынешнего года подорожали все: и иномарки, и продукция АВТОВАЗа. С первыми все понятно. Даже модели, сходящие с конвейеров их российских автозаводов, все равно содержат импортируемые двигатель, трансмиссию и прочее железо. То есть тут цена все равно «привязана» к курсу валют. Но и ВАЗ, гордящийся своей исконной посконностью, уже несколько раз повышал цены на свою продукцию. Мол, инфляция... Таким образом, при стабильном курсе рубля к валютам, мы получаем стабильно высокие цены на машины в автосалонах. Без какой-либо надежды на их снижение в 2015 году.

Соответственно, ни о каком серьезном восстановлении спроса на машины говорить не приходится. Особенно при текущих процентных ставках по кредитам. 17% ключевой ставки, установленной Центробанком, делают совершенно «несъедобными» розничные кредитные продукты банков для автовладельцев. Принципиальных изменений в ситуации не будет, даже если автодилеры уговорят правительство продлить программу утилизации или профинансировать льготное автокредитование. Хотя бы потому, что зарплаты в стране, в отличие от рублевых цен на машины, не выросли в полтора-два раза, а остались на прежнем уровне. Это у тех, кто пока еще не потерял работу.

АВТОПРОМ УШЕЛ В «ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ»

В связи с этим аналитики и профессионалы авторынка оглашают в прессе один «диагноз» страшней другого. Так, Карлос Гон из Renault-Nissan ожидает «просадки» российского авторынка на 30%. Агентство «Автостат» говорит о его сжатии на 42% по сравнению с прошлым годом, – до 1,35 млн. машин. Портал «АвтоВзгляд», помня о сценарии кризиса 2009 года, когда продажи новых машин упали на 49% по сравнению с годом предыдущим, испытывает еще меньше оптимизма. Мы ждем схлопывания отрасли в 2015 году не менее чем на 50%, о чем писали неоднократно. Что означает кучу безработных менеджеров по продажам авто.

ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ

Высокая инфляция, «налоговый маневр» правительства и желание нефтяных монополистов сохранить привычный уровень доходов грозит тем, что к концу 2015 мы можем получить рост цен на бензоколонках до 50 рублей за литр. Но тут есть несколько нюансов. Бензиновая экономика у нас традиционно «ручная». В том смысле, что власти в любой момент могут собрать руководителей отечественных нефтяных компаний и «попросить» их не повышать цены на топливо в рознице. В последний раз явное «ручное управление» отраслью было отмечено несколько лет назад, перед выборами президента и депутатов Госдумы. Чтобы лишний раз «не злить народ» нефтяникам предложили умерить аппетиты и, фактически, зафиксировать ценники на заправках. Те, разумеется, послушались – куда деваться!

Вот и сейчас вполне вероятен аналогичный вариант развития событий. Нефтяным монополиям разрешат повышать цены на бензин. Но не более чем на величину инфляции. Или того меньше. Чтобы опять «не злить» и «не раскачивать»... Поэтому вместо 50 рублей за литр бензина к концу 2015 года у нас есть все шансы получить «лишь» 37-38 рублей ха литр.