12009

Проблемы с ОСАГО повышают социальную напряженность в России

Исследователи общественного мнения связали ОСАГО с политикой
«Ромир» провел опрос общественного мнения в регионах, которые страховщики записали в «убыточные» с точки зрения бизнеса ОСАГО и выяснили, как ситуация в автостраховании влияет на политический климат.
Изображение Проблемы с ОСАГО повышают социальную напряженность в России

Интервьюировали автомобилистов в населенных пунктах с населением свыше 100 000 человек, расположенных в Башкортостане, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Кировской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской и Челябинской областях.

Чтобы оценить адекватность изложенного ниже, имейте в виду: лишь 47% из 1500 участвовавших в опросе автомобилистов попадали в ДТП и, соответственно, могут на собственном опыте говорить об ОСАГО, пройдя весь путь от покупки полиса, до получения страхового возмещения.
Итак, опрос показал, что решения существующих проблем в сфере ОСАГО подавляющее большинство респондентов (95%) ожидают от органов власти. Причем, не только от центральной (Госдума, правительство, президент, Центробанк). На нее надеятся 79% опрошенных. На региональную власть (губернаторы и Заксобрания) рассчитывает тоже немалая доля граждан – 19% респондентов.

Поскольку «Ромир» проводил опрос с прицелом на местные выборы, ожидающиеся во многих регионах в этом году, то и вопросики были с политической окраской. Благодаря им, например, выяснилось, что 51% автовладельцев поддержал бы на выборах депутата (партию, губернатора) который пообещает в том числе решение проблем с ОСАГО.
В связи с этим любопытно, что наиболее высокий индекс социальной напряженности «Ромир» обнаружил в Липецкой, Нижегородской, Воронежской областях и Республики Марий Эл. А наименьший – в Ивановской, Курганской областях и республике Башкортостан.

По словам организаторов исследования, индекс соцнапряженности учитывает следующие показатели: готовность автовладельцев игнорировать закон «Об ОСАГО», средний доход на члена семьи, возраст авто, ежемесячное число ДТП в регионе, а также частоту возникновения трудностей с ОСАГО у граждан.
Кстати говоря, большинство (52% опрошенных) считает, что проблемы в сфере обязательного автострахования можно решить «увеличением выплат по ОСАГО, даже если вырастут тарифы». Еще 27% удовлетворило бы «открытие большего числа пунктов оформления ОСАГО в регионе». «Привлечения западных компаний» на российский рынок ОСАГО желают еще 17 %. И лишь 10% опрошенных высказались за полную отмену «автогражданки».
 

Про грядущий в ближайшем будущем рост цен на ОСАГО знают 82% опрошенных. А распределение ответов на вопрос о причинах роста цен на полисы может служить показателем эффективности PR-компании, которую развернули в прессе лоббисты страховщиков. Так, аж 30% автовладельцев все-таки поверили страховщикам, когда те на все лады плакались о якобы убыточном бизнесе на ОСАГО. Еще 23% опрошенных связывают будущий рост тарифов с инфляцией – страховщики и на эту тему рыдали. И только 18% респондентов считают, что рост тарифов нужен лишь для «повышение прибыли страховыми компаниями». И, в принципе, они правы.

Согласно данным отчета Российского союза автостраховщиков, компании продали в 2013 году полисов ОСАГО на 135,1 млрд. рублей. А выплатили в качестве возмещения ущерба лишь 78,1 млрд. рублей. То есть, 42,2% собранных с автовладельцев России денег осталось в страховых компаниях.
Но вот какой нюанс имеется: страховые компании в «убытки» записывают еще и 23% собираемых с автовладельцев денег по графе «на ведение дел». То есть если страховщики говорят, что в каком-то регионе ОСАГО «убыточно на 100%» это значит, что на самом деле все, подвизающиеся в этом бизнесе (от страхового агента до владельца страховой компании), получают в этом регионе лишь 23% прибыли от продажи полисов ОСАГО.

То есть, чтобы страховщики вообще перестали получать выгоду от «автогражданки», «убыточность» этого вида страхования должна достигнуть 123%! А в России, уверяю вас, нет регионов, где «убыточность ОСАГО» достигла хотя бы 110%. То есть страховой бизнес на обязательном автостраховании абсолютно везде приносит не менее 13% прибыли. Именно поэтому 18% водителей «убыточных регионов» очень верно видят текущую ситуацию в ОСАГО. Жаль, только, что этих людей – меньшинство.