79331

От «Москвича» до LADA: самые любопытные машины Ижевского автозавода

Чем порадовала и огорчила советская автомобильная промышленность
Ижевский автозавод, который входит в группу АВТОВАЗ, празднует 50-летний юбилей. Чем примечательным может похвастать предприятие с полувековой историей? Портал «АвтоВзгляд» вспомнил самые громкие автомобильные проекты «ИжАвто».
Изображение От «Москвича» до LADA: самые любопытные машины Ижевского автозавода

МОСКВИЧ-408

Первой ласточкой завода стал легендарный 408-й, который после переноса производства из столичного АЗЛК, занял свое место на конвейере в 1966 году. Автомобиль, ставший преемником «Москвича-403», отличался современным по тогдашним меркам дизайном и выпускался с тремя типами кузовов — седан, универсал и фургон.

В движение машина приводилась форсированным до 50 л.с. двигателем с пиковым крутящим моментом в 91,2 Нм, который работал с четырехступенчатой коробкой передач. До конца 60-х годов «Москвич-408» пользовался популярностью не только в СССР, но и за рубежом. Только в отличие от нас дефицита при его покупке у клиентов из капиталистических стран не возникало, и больше половины выпущенных авто влет уходили на экспорт.

МОСКВИЧ-412

Модернизированный вариант 408-го встал на ижевский конвейер в 1968 году. Новинка обзавелась подретушированной решеткой радиатора, а единый для передних седоков диван сменился парой отдельных кресел. Не обошлось и без конструктивных доработок. В частности, машине достались новые тормозные механизмы, сцепление и двигатель, коим стал 75-сильный агрегат, сделавший «Москвич» самым быстрым массовым автомобилем Страны советов. Этот статус он удерживал вплоть до 1972 года, пока на рынке не появился ВАЗ-2103. Стоит заметить, что 412-й пользовался немалой популярностью у советских спортсменов, гонявшихся в ралли.

ИЖ-2125 «КОМБИ»

В полном соответствии с европейской модой на хетчбэки и лифтбэки, в 1973 году советские инженеры выпустили знаменитый «ИЖ-Комби», созданный на основе 412-го «Москвича». Наряду с усиленными рессорами, дисковыми тормозами и более продуманной схемой электропроводки машина — впервые в советском автопроме — получила трансформируемый салон. Ближе к 80-м годам прошлого века автомобиль лишился плохо запиравшихся форточек в передних окнах, а в интерьере появились более приятные на ощупь накладки на дверях и панели приборов.

ИЖ-2126 «ОДА»

Первые прототипы будущей «Оды» появились в 1976 году, однако в серийное производство на «ИжАвто» модель пошла только в 1990-м. По сравнению с предшественником в лице «Комби» новинка существенно прибавила в габаритах, стала эффектнее, комфортабельнее и лучше в плане ездовых характеристик. Автомобиль получил более современные двигатели — в частности, 1,6-литровый агрегат от ВАЗ-2106 и движок объемом 1,8 л производства Уфимского моторного завода.

Надо отметить, что машина превосходила вазовские модели как по проходимости, так и по грузоподъемности. Правда, из-за низкого качества сборки особой популярности у наших потребителей она так и не снискала.

LADA VESTA

Сегодня на предприятии «LADA Ижевский автозавод» производятся вазовские Granta и Vesta. Последняя своим появлением все же смогла доказать, что хоронить отечественный автопром пока рано.

Конечно, седан не дотягивает по многим показателям до зарубежных конкурентов, но в отличие от тех изделий, что клепал АВТОВАЗ 30 лет кряду, машину можно считать прорывом. О чем, к слову, свидетельствует и активность потребителей — за год продаж автомобиль разошелся тиражом свыше 50 000 экземпляров. Наверняка владельцев LADA Vesta станет значительно больше после того, как в перечень спецификаций добавится версия со 122-сильным мотором и механической коробкой передач.