57437

«Харьковчанка»: как Советский Союз Антарктиду покорял

Легендарные отечественные вездеходы, которые служат России до сих пор
Невидимая битва за Антарктиду разворачивается уже не первое десятилетие. Многие государства хотят обрести контроль над огромными залежами полезных ископаемых и 80: всей пресной воды на Земле. Когда-то СССР тоже вступил в антарктическое состязание. Для покорения снежных пустынь были созданы уникальные снегоходы-тягачи «Харьковчанка» и «Харьковчанка−2», которые до сих пор несут свою службу в самых непростых условиях на планете.
Поделиться
Изображение «Харьковчанка»: как Советский Союз Антарктиду покорял

В этом году исполняется 60 лет легендарному антарктическому вездеходу с романтичным названием «Харьковчанка» В далеком 1959 году машины преодолели долгий путь от станции Мирной до Южного Полюса. За прошедшие десятилетия эти вездеходы намотали не одну тысячу километров по снегу и льду в тяжелейших условиях, не потеряв своей актуальности.

Подобные специализированные большегрузные тягачи — снегоходы, способные своим ходом преодолеть более 2700 километров (именно столько прошли «Харьковчанки» в свой первый пробег до Южного полюса) по ледяной пустыне, в которой металл лопается как стекло, а резина рассыпается в труху, есть только у России.

Американские станции используют антарктические трактора PistenBully 300 Polar Antarctic. Однако на серьезные марши они не способны и могут ездить лишь недалеко от базы. Как же США доставляет грузы на станцию Амундсен-Скотт, находящуюся на самом Южном полюсе? Все просто — по воздуху. Дорого, ненадежно, да и много за раз не перекинешь — но иначе просто никак. Китайские же станции оборудованы обычными тракторами.

Изначально СССР использовал для своей антарктической экспедиции трактора ЧТЗ и военные тягачи АТ-Т специальной модификации с более мощными моторами и специальными гусеницами (от использования устаревших тягачей не отказались до сих пор). Однако с задачами экспедиции техника не справлялась и заводу транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом было поручено в кратчайшие сроки (3 месяца) спроектировать вездеход специально под суровые условия Антарктиды.

В основе «Харьковчанки» лежит конструкция все того же неприхотливого тягача АТ-Т, базу которого увеличили на два катка. Инженеры авиазавода разработали для снегохода восьмислойную теплоизоляцию, благодаря которой при отключении отопителя в 70-градусный мороз температура внутри салона падала всего на три градуса в сутки. Во избежание обмерзания все иллюминаторы снабдили влагопоглотителями и постоянным притоком горячего воздуха.

Пространство внутри составляет 28 квадратных метров и включает в себя восемь спальных мест, санузел, отопитель, радиостанцию, места для водителя и штурмана. Тягач оснащался двигателем мощностью 520 сил с подключаемым турбонаддувом — мотор развивал мощность до 995 «лошадок». Силовой агрегат позволял вездеходу разгоняться до 30 км/ч, что для комфортного путешествия было более чем достаточно. Размеры машины поражают — в длину восемь с половиной метров, в ширину — три с половиной метра.

«Харьковчанка» могла тащить еще и 70-тонный прицеп (при собственной массе 35 тонн). Сравните с грузоподъемностью C−130 Hercules, которым доставляют грузы на Амундсен-Скотт — всего 19 тонн.
В 1974 году была разработана модификация «Харьковчанка 2». Компоновка стала капотной, что позволило улучшить теплоизоляцию и избавиться от выхлопных газов, попадавших в салон. Дело в том, что у первой модификации доступ к двигателю был прямо из кабины, а герметизация моторного отсека за время эксплуатации сильно износилась и перестала выполнять свои функции. Заодно изменили салон, добавив немного удобств и отдельный отопитель. В 80-х велись работы и над третьей модификацией, но с развалом Советского Союза их прекратили, а заводы с инженерами оказались в другой стране.

Тем временем «Харьковчанки» не списывают со счетов и продолжают эксплуатировать. В 2008 году появлялась информация, что тягачи больше не используют и они стоят на вечном приколе. Однако из неофициальных источников известно, что как минимум вторая модификация периодически перевозит грузы и людей, а первую иногда используют как жилое помещение. По-другому вряд ли может быть, ведь новых подобных машин пока не делают.